Новая динамика высшего образования в Латинской Америке



Хосе Хоакин Бруннер – профессор кафедры ЮНЕСКО (курс «Сравнительный анализ политики в области высшего образования») Университета им. Диего Порталеса, Чили. E-mail: josejoaquin.brunner@gmail.com.

В 1950 году в Латинской Америке было только 75 высших учебных заведений, главным образом, университетов, где обучались 266 000 студентов. Сегодня здесь насчитывается 3900 университетов и 10500 вузов неуниверситетского сектора, где обучаются 20 млн. студентов. Кроме того, в то время как в 1950-е годы третичным образованием были охвачены менее 2% лиц в возрасте 18-24 года, в 2010 году этот показатель составил 37%. Иначе говоря, высшее образование в Латинской Америке становится массовым, оно больше не предназначено для меньшинства и не носит характера эксклюзивной элитарности; более того – в Аргентине, Чили, Кубе, Уругвае и Венесуэле – доля охваченных высшим образованием в данной возрастной группе превысила 50%. Эти драматические преобразования меняют наше общество и ставят нас перед лицом безотлагательных образовательных, социальных и общественно-политических проблем.

Основные характеристики массового высшего образования

Ландшафт хаотичный (среда неупорядоченная), национальные системы (образования) представляются расстроенными и дезорганизованными. Доминирующей реальностью является разнообразие. Существуют вузы с разными миссиями, они отличаются друг от друга по размерам и разнообразию охвата дисциплинарных областей; студенческий контингент неоднороден по социально-экономическому составу и культурному капиталу; преподаватели имеют различные профессиональные профили, различные условия работы, разные стили обучения и способы преподавания;

разнообразно академическое разделение труда; различны формы институционального руководства и управления, источники и схемы финансирования; отношение к государству, обществу, заинтересованным сторонам. Образовательные системы обнаруживают все отличительные черты постмодернистского ландшафта: учреждения смешанного типа (гибриды), одновременное существование высокой и низкой культуры, сосуществование элитного и массового образования, текучесть (изменчивость) знаний/ информации; доминирование краткосрочной перспективы; власть рынка; отсутствие общей национальной идеи и т.д.

Фактически ускоренная массификация высшего образования в Латинской Америке неотделима от обрушившейся на нас волны глобального капитализма, характеризующегося множеством каналов получения информации и интенсивным использованием знаний во всех сферах – экономической, социальной, культурной. Из рабочей силы с низким уровнем образования экономически активное население Латинской Америки превратилось в людей, имеющих полное среднее образование и выше. В ближайшем будущем в некоторых странах от трети до половины занятых молодых людей будут иметь третичное образование.

Принципы порядка

Является ли наше образование столь хаотичным, как это кажется со стороны? В нем действительно нет порядка, координации и руководства? Я так не считаю. Скорее, если уйти от поверхностного восприятия, можно различить структуры, которые задают порядок этому кажущему хаосу, а также определенные образцы координации и управления (не прописанные до мелочей, отличающиеся от привычного контроля и управления).

В соответствии с получившими международное признание образцами собственности, управления и финансирования созданы три категории высших учебных заведений. Это, во-первых, государственные вузы; во-вторых – вузы частные, управление которыми и финансирование которых находятся в руках частных лиц или компаний, не получающих непосредственных государственных субсидий. Третьим, промежуточным типом являются частные вузы, частично или полностью освобожденные от государственных налогов, но с частными структурами управления. Порядок осуществляется через распределение численности контингента и пропорции финансирования из государственных или частных источников. Эти два параметра определяют политэкономию систем образования.

Сегодня более половины латиноамериканских студентов, получающих высшее образование, обучаются в частных вузах, большинство не получает никаких государственных или общественных субсидий. Около 35% общих расходов на высшее образование происходит из частных источников. Как численность контингента частных вузов, так и финансирование в Бразилии, Чили, Колумбии, Доминиканской Республике, Сальвадоре, Парагвае и Перу превышают средние данные по региону: в некоторых случаях до 50% по обеим категориям. Совместными усилиями государство и частный бизнес осуществляют массификацию высшего образования. Латинская Америка сегодня является регионом с самой высокой долей обучающихся в частных вузах и самой высокой долей финансирования из частных источников – в частности, финансирования неплатежеспособных студентов из семей с низкими доходами.

В соответствии с разнородностью политэкономических установок управление национальными системами образования и их и координация основываются на рыночной конкуренции, государственном/региональном регулировании и приоритетах вузов – которые в свою очередь являются продуктом конкуренции и регулирования. Управление, если таковое существует, носит весьма общий характер; органы государственного управления действуют через нормативно-правовые акты, стимулирование и информацию; в то время как сами вузы ведут конкурентную борьбу за студентов, академический персонал, ресурсы и престиж, опираясь на своё место в институциональной иерархии. Короче говоря, очевидный хаос в третичном образовании Латинской Америки является результатом рыночных условий, с их конкуренцией между поставщиками, слабыми или занявшими позицию невмешательства государственными структурами, в лучшем случае обеспечивающими общую ориентацию при помощи нормативно-правовых актов, оценки и стимулирования (поддерживаемых субсидиями), но не управляющими.

Вызовы

Учитывая эти обстоятельства, имеющие место в Латинской Америке, первоочередная обязанность органов государственного / регионального управления заключается в том, чтобы направлять рыночные силы к цели социального благоденствия и общественного благополучия, корректировать развертывание образовательных систем в направлении общих интересов. Органы государственного управления совместно с другими заинтересованными лицами должны выстроить общую систему приоритетов, критериев и методов. Помимо прочего любой договор должен основываться на единых правилах игры и равных условиях; институтах/объединениях,

способных к регулированию и контролю системы и поведения своих представителей; ясных и прозрачных требованиях к отчетности; общих принципах и информации об объемах и способах государственного финансирования данного сектора в среднесрочном временном интервале.

Основная роль органов государственной власти / местного самоуправления состоит в обеспечении качества. Кое-кто в Латинской Америке ошибочно полагает, что такая деятельность ослабляет координационные функции рынка и что качество лучше всего представлено в рейтингах вузов, рейтингах, которые в дальнейшем действуют как индикаторы качества. Сталкиваясь с резкой информационной ассиметрией, представители власти должны сознавать, что в условиях интенсивной конкуренции рынок высшего образования часто воспроизводит нечто вроде «гонки вооружений», поошряя непрерывный рост цен, что увеличивает нагрузку как на государственные финансы, так и на кошельки населения.

Выделение правительством субсидий как поставщикам образования (вузам), так и потребителям его (студентам) должно осуществляться при наличии ясных целей и социальных приоритетов с использованием продуманного набора инструментов распределения ресурсов – на конкурсной основе , по соглашению о результатах деятельности, с юридическими формулировками – что способствует внутренней и внешней эффективности и действует в качестве стимула в отношении инноваций и повышения качества.

Что касается системы высшего образования и вузов, главной проблемой является наращивание человеческого потенциала, включающее ряд вопросов – например, доступ к высшему образованию, правила приема и выбор вуза, степени и титулы, идеи и организация учебных программ, способы преподавания и педагогические методы, академический персонал и преподаватели; а также переход от получения высшего образования к занятости и отслеживание судеб выпускников на рынке труда. По каждому из этих измерений должно быть широкое разнообразие предложений – от университетов до вузов неуниверситетского сектора, академических и отраслевых (профессиональных), элитных или таких, в которые берут всех. Проблем – множество, далее мы поговорим только о наиболее характерных.

Что касается доступа к высшему образованию, то ключевой вопрос заключается в том, чтобы критически оценить последствия массового поступления в вузы. В частности: в течение определенного времени все большее число студентов будет приходить в вуз из семей с невысоким уровнем доходов (последние три квинтиля), что ослабляет экономический, социальный и культурный капитал. Тесты Программы международной оценки учащихся* показывают, что многие из этих молодых людей не получили достаточного уровня развития в средней школе – минимальных навыков, требуемых, чтобы понимать тексты, оперировать цифрами, а также выстраивать рассуждении, базирующиеся на научных принципах и использовать доказательства. Они часто не обладают способностью учиться на своих ошибках – основное требование для успеха в высшем образовании. Вузам придется компенсировать все эти недостатки, если государственные власти помогут студентам с экономической поддержкой (стипендии, студенческие займы и т.д.). Если этого не произойдет, отсев может дойти по некоторым оценкам до 50%, что по любым меркам является драматичной потерей талантов и непростительным разбазариванием государственных и частных ресурсов.

Перед лицом требований массового обучения вузы (поощряемые правительственной политикой), должны пересмотреть учебные программы (часто негибкие и стандартные), а также преждевременную специализацию в целях формирования социальных и эмоциональных навыков, требуемых новыми способами организации труда и коммуникации. Эти новые механизмы включают цифровые возможности в обучении (digital learning) и непрерывное образование, способствуя повышению квалификации преподавательского состава и совершенствованию методов обучения. Далее, вузы и органы государственного управления должны рассматривать трудоустройство как часть образования – однако не в ущерб другим важнейшим и решающим аспектам обучения, таким как гражданские права и обязанности, управление индивидуальной карьерой, плюрализм и понимание культурного многообразия и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что высшее образование в Латинской Америке вступило в новую стадию и нуждается в выработке современных представлений и создании новых инструментов, чтобы достойно ответить на вызовы массификации и универсализации. Далее следует отметить, что указанные проблемы приходится решать в условиях неоднородности экономических систем, когда органы власти, рынок и вузы взаимодействуют, создавая новые механизмы в целях удовлетворения социальных запросов и стремлений, чтобы преодолеть нищету, авторитарный стиль руководства, насилие и общественное неравенство.

*Примечание научного редактора - Международные сравнительные исследования учебных достижений 15-летних школьников – PISA, координируется проект ОЭСР.



Назад в раздел