Итак, политика интернационализации для Канады
Роопа Десаи Трилокекар - ассистент профессора факультета образования Йоркского университета, Торонто, Канада. E-mail: roopat@edu.yorku.ca
Глен А. Джонс – заведующий кафедрой политики и измерений высшего образования (Онтарио), а также профессор высшего образования в Институте исследований в области образования университета Торонто.
E-mail: gjones@oise.utoronto.ca
Канада не имеет национального министерства образования, государственной политики высшего образования или государственной стратегии по международному образованию. Предыдущие попытки разработать международную стратегию образования в Канаде провалились, поскольку федеральное устройство здесь таково, что ответственность за образование несут (согласно Конституции) органы власти провинций, в то время как федеральное правительство отвечает за международные отношения. Учитывая данный контекст, заявление Федерального правительства Канады 2011 года – о выделении 10 миллионов канадских долларов в течение двух лет на разработку и внедрение первой международной стратегии в области образования Канады – было смелым шагом в направлении сближения различных заинтересованных сторон в целях выработки общей траектории.
Необходимость национальной стратегии
Стратегический подход к международному образованию имеет решающее значение для создания экономики знаний, способной к конкуренции на мировом уровне. Международное образование в настоящее время неразрывно связано не только с внешней политикой страны, но и с другими направлениями государственной политики, такими как внешняя торговля, экономическое развитие, трудовые ресурсы, иммиграция, инновационный потенциал и научные исследования. Таким образом, отсутствие государственной политики в Канаде привело к распылению сил и недостаточной координации в подходах; в итоге Канада имеет лишь небольшую долю на мировом рынке высшего образования. Канада привлекает 5 % всех студентов высших учебных заведений, обучающихся за рубежом; это значительно меньше, чем в других основных странах, в том числе Соединенных Штатах, Великобритании, Австралии, Германии и Франции.
Новый подход
Министры международной торговли и финансов совместно объявили о создании Консультативной группы экспертов из шести человек, которая давала бы рекомендации по поводу того, как разрабатывать и осуществлять международные стратегии в области образования. 14 августа 2012 года, после широких консультаций по трем направлениям с несколькими группами заинтересованных сторон Группа представила свой доклад правительству. «Международное образование: ключевой фактор будущего процветания Канады» – всесторонний многостраничный обзор, предлагающий в общей сложности 14 рекомендаций по пяти основным темам: плановые цифры (чего нужно достичь); координация направлений деятельности и обеспечение устойчивого качества; предоставление преференций для получения образования в Канаде, инвестиции, инфраструктура и материально-техническое обеспечение. Одной из самых впечатляющих особенностей этого доклада является то, что он в значительной степени определяет международное образование как мобильность студентов и подчеркивает, что мобильность студентов не должна быть улицей с односторонним движением.
Основной упор в этой стратегии делается на привлечении в страну талантов – самых лучших и самых ярких зарубежных студентов и аспирантов – а также на поощрении канадских студентов получать образование за рубежом с целью выработки глобальной перспективы. Консультативный комитет, вероятно, прислушался к мнению ряда заинтересованных организаций, выступающих за сбалансированный подход, и рекомендовал направлять ежегодно 50,000 канадских студентов за рубеж по международным программам мобильности при совместном финансировании со стороны федерального и провинциальных правительств и академических институтов.
БОльшая часть доклада, однако, сосредоточена на том, как привлечь и удержать иностранных студентов: это едва ли удивительно, учитывая потенциальный доход, связанный с расширением канадского рынка. В докладе Канаде рекомендуется удвоить прием зарубежных студентов очного обучения – с 239 131 человека в 2011 году до более чем 450.000 человек к 2022 году (ежегодный прирост 10 %). Согласно этому плану, к 2020 году иностранные студенты составят 17,3 % от общей численности лиц, получающих высшее (послесреднее) образование в Канаде. Эта цель кажется достижимой и даже скромной, учитывая рост числа иностранных студентов за последнее десятилетие при минимуме государственной поддержки и координации. Мысль об экономическом эффекте приема иностранных студентов красной нитью проходит через весь доклад. Международное образование расценивается как отрасль экономики, но оно также рассматривается как важная магистраль, обеспечивающая потребности рынка труда Канады. Учитывая низкий уровень рождаемости в Канаде, ее будущее экономическое развитие зависит от иммиграции, а сегодняшние зарубежные студенты завтра могут стать ее хорошо образованными гражданами.
Изменение политического контекста
Хотя доклад соответствует глобальным тенденциям, удивительно, что он отмечает изменение позиции Канады в отношении «мягкой силы».
Канада всегда позиционировала себя как независимую, неприсоединяющуюся (middle) страну, сделав международную помощь в целях развития основным компонентом своей внешней политики. При посредничестве Канадского агентства международного развития Канада когда-то стала одним из наиболее щедрых доноров среди промышленно развитых стран. Сегодня предлагаемая национальная стратегия определяет Министерство иностранных дел и международной торговли как национального лидера новой стратегии, при этом лишь вскользь упоминая этот орган. Это действительно свидетельствует об изменении политического контекста. Канада в настоящее время рассматривает международное образование с точки зрения экономических и профессиональных преимуществ. Кроме того, она стремится позиционировать себя конкурентоспособной на фоне других стран и борется за лидерскую позицию в деле привлечения лучших талантов в Канаду. В докладе даются рекомендации по крупным новым инвестициям в конкурентоспособные стипендии для иностранных студентов и аспирантов – позитивный шаг в направлении привлечения «самых лучших и ярких». Однако этот подход имеет мало общего с прежними канадскими программами стипендий для студентов из развивающихся стран.
Каково будущее стратегии?
Учитывая федеративное устройство Канады, вопрос о координации играет ключевую роль в любой попытке осуществления общенационального подхода, и это является основным «подводным камнем» доклада. Хотя в докладе координации уделяется большое внимание, Рабочая группа пытается решить эту проблему путем создания Совета по международному образованию и научным исследованиям, имеющего целью обеспечение политических консультаций для различных федеральных министерств. Новый совет должен включать в себя председателя, трех заместителей министров от федеральных ведомств и двух заместителей министров, представляющих органы власти провинции. Такая структура подтверждает важность руководящей роли федерального правительства в этой политической сфере, однако трудно представить себе провинции, соглашающиеся участвовать в какой бы то ни было структуре, если она не включает представителей всех десяти провинциальных министров образования, некоторые из коих уже имеют свои провинциальные стратегии. Канада действительно обладает «окном возможностей» для повышения своей доли в международном образовании. Однако её будущее зависит от подхода федерального правительства к укреплению конструктивных партнерских связей с провинциями и сохранения их приверженности скоординированной национальной стратегии. Смогут ли федеральное правительство и провинциальные органы работать в условиях межюрисдикционной напряженности в столь децентрализованной системе Канады? Официального ответа правительства на доклад консультантов пока что нет.
Назад в раздел