Китайские институты Конфуция: изменения в направлении большей академичности и интегративности
Цян Чжа – ассоциативный профессор факультета образования Йоркского университета, Торонто, Канада. E-mail: qzha@edu.yorku.ca.
С тех пор как в 2004 году в Узбекистане был открыт первый Институт Конфуция, эта инициатива рассматривается как рабочий инструмент китайского правительства, используемый с целью распространения «мягкой силы» Китая. В последние 15 лет мы являемся свидетелями необычайного распространения Институтов Конфуция по всему миру. К концу 2011 года в 108 странах были созданы 358 Институтов Конфуция и 500 «классов» Конфуция, причем 21 % Институтов и 60 % «классов» расположены в одной стране – Соединенных Штатах, хотя во многих других демократических странах эти организации воспринимают неоднозначно. А ведь организация, которая стоит за этими Институтами и «классами» Конфуция – Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, или Ханьбань – подотчетна Министерству образования Китая и работает с государственными средствами. Примечательно, что только в 2011 году, Ханьбань потратила US $ 164 100 000 непосредственно на все виды проектов и мероприятий Институтов Конфуция по всему миру. Эта цифра, как ожидается, значительно возрастет в ближайшие годы. На недавней всемирной Конференции Института Конфуция в Пекине Ханьбань анонсировала три новых крупных программы, предназначенные для Институтов Конфуция, где бы они ни располагались. Программы включают в себя конфуцианский план изучения Китая; акцент делается на исследовательских аспектах Институтов Конфуция, назначении постоянного академического персонала во все Институты Конфуция и программе «День Китая», связывающей Институты Конфуция с местной средой обитания.
Очевидно, что эти новые программы направлены на преобразование Институтов Конфуция в академические подразделения и составную часть принимающих университетов, а также местных сообществ. Конфуцианский план изучения Китая ставит акцент на исследовательской функции Институтов Конфуция. Он спонсирует приглашенных ученых, связанных с Институтами Конфуция, чтобы они осуществляли исследовательские проекты в Китае (сроком от двух недель до 10 месяцев), выдает гранты, а также организует конференции и публикации по соответствующей тематике – изучение Китая. План назначения основной команды преподавателей направлен на создание постоянных академических должностей в тех Институтах Конфуция, которые действуют более двух лет. Преподаватель из такой основной команды, как предполагается, будет наниматься (на должности преподавателя, помощника профессора / доцента) и оплачиваться по западным стандартам, причем Ханьбань покрывает фонд оплаты и стимулирования труда на протяжении первых пяти лет целиком, а следующие пять лет – в размере 50%; оставшуюся часть будут платить те Институты Конфуция, в которых эти преподаватели работают. Наконец, программа «День Китая» предназначена для продвижения китайского языка и культуры, а также Институтов Конфуция, в местных сообществах путем регулярного проведения тематических мероприятий.
Преобразование требует исследовательской поддержки
Хотя еще предстоит увидеть, смогут ли эти инициативы работать в целях усовершенствования Институтов Конфуция по всему миру, они, несомненно, принесут им популярность (а возможно, породят большие споры и расхождения во мнениях) и позволят открыть новые программы исследований. Между целями и задачами, провозглашенными в этих новых инициативах и реальностью, в которой Институты Конфуция действуют, существует ряд барьеров, которые необходимо преодолеть. Первое и наиболее важное: Институты Конфуция в основном работают на поле принимающих их университетов, с немалым напряжением выполняя часть основных функций, т. е. научные исследования, преподавание, услуги. Во многих случаях они так или иначе конкурируют с существующей системой изучения Китая и преподавания китайского языка, то есть существовавшими ранее программами, центрами и институтами, занимающимися китайской тематикой.
Деятельность по развитию внешних связей Институтов Конфуция часто оказывается несостыкованной со стратегиями и планами работы принимающих университетов. В этом смысле задача интеграции есть не что иное как проблема, требующая дополнительных исследований с целью просчитывания / выверения соответствующей стратегии и плана действий.
Для того чтобы осуществлять интегративную функцию, Институты Конфуция должны во многом измениться, при этом встают следующие вопросы, касающиеся способа осуществления таких изменений: как Институты Конфуция могут внести свой вклад в исследовательскую деятельность принимающего университета / его программу действий? В этом смысле Институтам Конфуция следует организовать сотрудничество и взаимодействие с существующей системой исследования и программой деятельности принимающих университетов, а не конкурировать с ними и не создавать новую систему. Как могут Институты Конфуция внести свой вклад в улучшение деятельности (преподавания и обучения) принимающего университета в целом? Помимо предложения программ и курсов по обучению китайскому языку, Институты Конфуция могут поискать возможность продемонстрировать гуманистические аспекты конфуцианской традиции образования и сделать их доступными и полезными с точки зрения педагогической деятельности для принимающих вузов. Наконец, как Институты Конфуция могут подключиться к деятельности специалистов принимающих вузов? Как они могут способствовать формированию бренда принимающего учебного заведения? Упомянутые вопросы могут помочь модернизировать и конкретизировать программу исследований для той среды, в которой находятся Институты Конфуция, и всё же эти целенаправленные исследования не должны позволить Институтам потерять своё лицо и отказаться от проведения своей линии, иногда даже контрастирующей с культурой принимающего вуза.
В любом случае Институты Конфуция предполагают партнерские отношения между китайским и некитайским вузами, что неизбежно сближает культуры различных вузов, но иногда может привести к их конфликту. Так, Ханьбань в настоящее время требует, чтобы все Институты Конфуция осуществляли стратегическое планирование, часто принимающее форму разработки трех-или пятилетних планов. Китайские университеты хорошо знакомы с такой практикой и используют её. Однако многие западные университеты-партнеры не в состоянии справиться с таким требованием, поскольку долгосрочное планирование не является частью их культуры. Как можно в сложившихся обстоятельствах сохранить функцию планирования, свойственную Институтам Конфуция, и выжить в культуре, которая традиционно отказывается от планирования? Даже при том условии, что все большее число западных университетов нынче осваивает культуру планирования, нужны немалые усилия, чтобы увязать планирование Института Конфуция с планированием принимающего вуза.
Осознание различий в культуре вузов
Что еще важнее, партнерство выявляет различия в способах принятия решений. Отличительной чертой китайских вузов является бюрократическая (а иногда и связанная с политической системой) модель принятия решений, для которой характерны направленность «сверху вниз» и быстрое принятие решений. Западные университеты, напротив, с большей вероятностью демонстрируют коллегиальную модель принятия решений, а иногда речь заходит даже об «организованной анархии». Решения часто возникают в результате консенсуса, что требует длительного обсуждения, консультаций, споров. Очень важно осознавать эти различия в культуре вузов и бережно выстраивать партнерство как «единство многообразия» – вполне в духе Конфуция. Подводя итог изложенному выше, отметим следующее: преобразование Институтов Конфуция как академическое или интегративное действие требует не только ресурсной поддержки, но также – и это еще важнее – продуманного, умелого обращения с различиями в культуре учебных заведений в целях формирования общего «интерсубъективного смысла.». В качестве последнего аргумента, Ханьбань должна убедить мир в том, что с этими новыми программами она не получает преимуществ отсутствия финансирования китаеведения и общественных наук в западных университетах, а пытается прокладывать путь и контролировать преподавание китайского языка и китайской истории за счет средств, которые она дает этим интегрированным вузам. Может быть, для Китая важнее действовать медленнее, постепенно завоевывая доверие.
Назад в раздел