Качество или прибыль?



Кевин Кинсер – ассоциативный профессор университете Олбани, университет штата Нью-Йорк. E-mail: kinser@albany.edu.

Большая часть критики коммерческого высшего образования основывается на предположении о неизбежном противостоянии качества и прибыли. Это противостояние (напряжение) обычно подаётся так, будто стремление к прибыли непосредственно связано со снижением качества, требуя компенсационного внешнего регулирования и явного усиления внутренних гарантий. Другими словами, образовательное учреждение получит бОльшую прибыль, если оно даёт более низкое качество. Поэтому нормативно-правовое регулирование является необходимой защитой от этой возможности, устанавливая потолок качества, опускаясь ниже которого, частный вуз утрачивает легитимность и свои полномочия от государства на деятельность.

Привлекательность этой позиции – будто прибыль возможна только в ущерб качеству – частично обязана традиционным представлениям об образовании как альтруистической деятельности. Благотворительные цели образования исторически поддерживались государством в государственной сфере и религией – в частной сфере. В последние десятилетия возникло новое поколение провайдеров образования, однако оно не получило ни государственной поддержки, ни религиозного патронажа. Доминируют вузы откровенно низкого качества, программы которых определяются спросом*. Кампусы сегодня более похожи на витрины магазинов, а студенты – на покупателей; преподавательский состав при этом имеет предельно низкую квалификацию, а учебный план ориентирован на минимальные стандарты.

Поскольку эти новые частные провайдеры большей частью обслуживают студентов, которые неспособны поступить в традиционные вузы, они взимают плату за саму возможность доступа к высшему образованию. Легально ли вуз направлен на получение прибыли или нет, взимание платы за обучение и другие рабочие характеристики предполагают, что многие вузы ориентируются на прибыль, даже если маскируют это (как отмечает Даниэль Леви в своей статье к этому разделу). Во всяком случае, чрезмерно высокая плата за обучение показывает, что частный провайдер запрашивает за образовательные услуги больше, чем они стоят. Это контрастирует с государственным сектором, который часто имеет более высокие затраты, в то же время взимая меньшую плату со студентов и восполняя разницу через государственные субсидии.

На этом примере мы видим объединение воедино низкое качество и прибыль. Программы низкого качества – дешевые программы. Взимание высокой платы за обучение за дешевую программу приносит прибыль. Таким образом, прибыль дают низкокачественные программы. Отсюда следует, что, поскольку частные провайдеры получают прибыль, качество их программ с необходимостью подпадает под подозрение – вот такая логика. Просто из-за расположенности в нижнем ценовом сегменте частные вузы нередко считаются получающими прибыль из низкокачественного продукта. Но это не означает, что качество и прибыль несовместимы.

Почему предположение о несовместимости качества и прибыли неверно

Другие маршруты для получения прибыльности не обязательно предполагают на выходе низкокачественный продукт. Наиболее известный путь – это сокращение затрат на предоставление образовательной программы, приобретение дополнительных ресурсов через повышение эффективности обучения. Этого можно добиться путем увеличения размеров классов, стандартизации учебного плана и педагогической практики или ускоренного получения степени через сокращение сроков обучения. Хотя «эффективность» может быть эвфемизмом, простым прикрытием для разнообразных практик, связанных с обходом правил (cutting corners – «срезание углов»), она также является стратегией сокращения расточительности / бесхозяйственности, могущей негативно отразиться на более эффективной образовательной деятельности. При более эффективной деятельности можно обслуживать то же число студентов с меньшими затратами или больше студентов при тех же затратах. Тот и другой вариант приносят прибыль частному провайдеру, не требуя компромисса по качеству.

Второй путь – предлагать программы, которые на самом деле дешевые, но в традиционных полноценных университетах стоят дороже, поскольку университеты за их счет субсидируют свои более дорогие курсы (кросс-субсидирование). Широкое распространение бизнес-программ в вузах частного сектора может рассматриваться именно под этим углом. Такие программы не требуют специальных инструментов или лабораторного оборудования, а предмет изучения является общепризнанным и доступен неспециалистам. Бизнес-программа как таковая – это программа низкой стоимости. Но многие традиционные университеты используют доход, полученный от программ низкой стоимости, чтобы сделать свои дорогие программы более доступными по цене. Владельцы же частных вузов, просто никуда не перенаправляя этот дополнительный доход, могут получать заметную прибыль без ущерба для качества.

Третья стратегия, позволяющая избежать противопоставления качества и прибыли – это сократить разного рода «навороченность», ненужный лоск, украшательство, повсюду в университете, получая доход просто за счет отказа от дорогостоящих мероприятий, не связанных непосредственно с программой обучения. В Соединенных Штатах коммерческие вузы главным образом отказываются от всяких бытовых удобств, присутствующих в традиционных студенческих городках: таких как спортивные сооружения, общественные организации, жилищное строительство. Всё, что выходит за пределы основной миссии – обучения – подлежит устранению, всё внимание нацелено на обеспечению качества академической программы. Доход, который должен был пойти на поддержание неакадемических услуг, может быть конвертирован непосредственно в прибыль, а целостность и качество программы остаются неприкосновенными.

В этих маршрутах получения прибыли только в первом случае возникают потенциальные проблемы с академическим качеством, и то только если традиционная практика предоставления учебной программы определяется как существенно важная для обеспечения качества. Другие стратегии прибыли используют принципы ценообразования, общие для сферы высшего образования. Качество не страдает, и расходы на образование не уменьшаются оттого, что владелец получает дополнительный доход. Коммерческие вузы могут обеспечить тот же учебный продукт, что и государственные, получая прибыль за счет уменьшения расходов на не связанную с обучением деятельность.

Качество и стандарты

Остается, однако, очень важный вопрос. Какие аспекты университетского образования можно отнести к «не относящимся к делу», посторонним – а какие тесно связаны с качеством учебных программ? Например, чтобы помочь слабо подготовленным студентам быть успешными, любому вузу приходится тратить деньги на «внеклассную» деятельность вроде оказания учебно-методических услуг, поддержки, консультирования, дополнительного обучения и т.д. Обучение может быть дешевым, но контингент студентов часто обходится весьма дорого.

Чтобы было ясно, надежная система регулирования может служить функцией обеспечения качества. Как показывает пример США, нацеленность коммерческого высшего образования на регулирование того, чему следует уделять внимание, может оказаться необходимой, чтобы предотвратить вопиющие нарушения академической репутации во имя погони за прибылью. Некоторые виды деятельности, безусловно, незаконны и должны быть запрещены.

Целью обеспечения качества, однако, может быть нечто бОльшее, чем соблюдение минимальных стандартов. Должно стать возможным обсуждать «хорошее и лучшее» без выставления в невыгодном свете всех, кроме десятки лучших. Финансовое состояние вуза может быть одним из факторов, рассматриваемых при оценке качества образования, но оно не должно быть решающим фактором.

_______________

*Примечание переводчика - в англоязычной традиции их называют demand-absorbing (потребление требуемого).



Назад в раздел