Религия и доступ к высшему образованию в Европе



Гаэль Гоастеллек – помощник профессора в университете Лозанны, Швейцария. E-mail: Gaele.Goastellec@unil.ch.

Хотя религия исторически была структурным элементом систем высшего образования в Европе, существует мало работ, исследующих современную связь между религией и высшим образованием. Между тем представляли бы интерес два уровня такого анализа. Во-первых, речь идет об осознании роли, которую высшее образование играло в данном обществе. Существуют ли некоторые специфические религиозные контексты, в которых высшее образование присутствует в более или менее развитом виде, и что нам может дать сравнительная характеристика этих контекстов? Во-вторых, речь идет о рассмотрении религиозной подоплеки или религиозной принадлежности в формулировке неравенства доступа к высшему образованию. Исторически некоторым группам затруднялся доступ к высшему образованию, а европейские общества сегодня все еще организованы более или менее по религиозному признаку. Это требует рассмотрения религии как потенциального индикатора неравенства, наряду с этническими и социально-экономическими причинами.

Чтобы разобраться в этих вопросах, используются данные Европейского социального обследования. Такое исследование проводилось в пять этапов (2001–2010 годы); в нем участвовали 181 492 человека 1939–1979 годов рождения из 30 европейских стран. Затем мы разработали оригинальный исследовательский проект, позволяющий сравнить обладателей третичного образования с остальным населением, учитывая религиозную принадлежность.

Религия, образование и общество

Первый поразительный результат заключал в себе глобальную тенденцию: в Европе наиболее секулярные / светские сообщества имели тенденцию к наиболее высокому уровню образования. При сравнении двух типов обществ – наиболее светских с самым высоким уровнем третичного образования и наиболее религиозных с самым низким уровнем третичного образования – возникает еще одна тенденция: страны с протестантской традицией с большей вероятностью имеют высокий уровень третичного образования по сравнению со странами с католической традицией. Как можно объяснить эти тенденции? Некоторые исследования показывают, что протестантизм породил не только высокий уровень экономического процветания, как это установил Макс Вебер, но также более высокий уровень грамотности и образованности, необходимых для чтения Библии. В самом деле, изучая историю протестантизма и католицизма, мы видим разную роль этих религий в обществе: в протестантизме отношение человека к знанию (религиозной истины) прямое, Библия рано была переведена на немецкий (в противоположность длительному господству латыни в католицизме), и развитие образования поддерживалось в период Реформации. Поэтому сегодняшняя разница в развитии систем высшего образования может интерпретироваться, по крайней мере, частично, как следствие исторического выбора; в данном случае выбора общего языка религиозного обучения, что было связано с менее иерархической структурой протестантизма по сравнению с католицизмом. Это согласуется с тем фактом, что к 1900 году страны с протестантским большинством почти достигли поголовного уровня грамотности, чего нельзя сказать о странах католических.

Это показывает, каким образом выбор, сделанный религиозным институтом в определенной точке истории, мог иметь долгосрочное воздействие на развитие образования. Также необходима разработка социально-исторического подхода для исследования сложной связи между высшим образованием и религией.

Религия, образование и отдельный человек

Второй важный результат касается влияния религиозной принадлежности на индивидуальную вероятность получения третичного образования при прочих равных. Чтобы решить эту проблему, было исследовано влияние религиозной принадлежности на доступ к высшему образованию для каждой страны, с учетом возраста, пола и уровня образования родителей, профессии родителей, страны рождения родителей и респондентов, гражданства, ощущения принадлежности к этническому меньшинству или дискриминируемой группе, а также языка, на котором говорят дома. Можно ли говорить об остаточном влиянии религии, после учета всех этих параметров?

Во-первых, оказалось, что люди, не исповедующие никакой религии, с большей вероятностью получают третичное образование в странах, где большинство опрошенных заявило о своей религиозной принадлежности. Например, в Португалии, Испании, Польше, Австрии и Словакии – странах, где большинство населения являются католиками – респонденты, называющие себя атеистами, с большей вероятностью имеют высшее образование, чем те, кто заявляет о своей религиозности. То же самое наблюдается в Греции и России, двух странах с доминированием православного населения.

Во-вторых, в странах, где большинство респондентов заявляют о своей непричастности к религии, респонденты, подтверждающие свою религиозную принадлежность, с большей вероятностью имеют третичное образование. Так происходит, например, в случае католиков в Великобритании, Швеции и Бельгии, а также протестантов в Великобритании, Швеции и Латвии.

В-третьих, основываясь на доступе к третичному образованию различных религиозных меньшинств по сравнению с большими группами, мусульмане с меньшей вероятностью имеют третичное образование, по крайней мере, в пяти странах (Австрия, Бельгия, Германия, Греция и Швейцария, а православные – в одной (Швейцария). Кроме того, в различных возрастных группах населения одной национальности наблюдается разнообразие в представленности религиозных сообществ, имеющих третичное образование. Это означает, что влияние религиозной принадлежности меняется в перспективе.

Религия как индикатор

Зачем тогда затрагивать острый социальный вопрос религии при исследовании доступа к высшему образованию? Ранее обозначенные тенденции с трудом поддаются объяснению, поскольку они являются продуктом сложных и не до конца ясных процессов. И все же копать глубже кажется необходимым по крайней мере по трем причинам. На теоретическом уровне исследование мультипричинности отношений между религией и высшим образованием должно помочь понять динамику отношений между высшим образованием и обществом. На более прагматическом уровне это исследование дает возможность проанализировать, как социальная динамика переплетается с индивидуальной в образовательных траекториях. Какова роль высшего образования в создании национальных государств, объединяющих различные религиозные сообщества? Наконец, это исследование также показывает, как важно не ограничивать анализ неравенства в образовании классической социально-экономической и этнической принадлежностью, но расширять его до различных вещей, через которые люди выражают свое отношение к миру.



Назад в раздел