Действительно ли распространение высшего образования ведет к выравниванию распределения доходов?



Мартин Карной – профессор кафедры образования VidaJack*, Стэнфордский университет, Магистерская школа образования, Стэнфорд, Калифорния. E-mail: carnoy@stanford.edu.

В данной статье внимание сосредоточено на распространении университетов в меняющейся экономике мирового хозяйства (глобальной экономике): есть ли это триумф стран БРИК**?; статья предназначена для публикации вStanford University Press в июне 2013 года.

Широко распространенное представление о преимуществах расширяющегося доступа к высшему образованию заключается в том, что более широкий доступ увеличивает социальную мобильность и ведет к выравниванию доходов. С расширением охвата населения высшим образованием талантливые молодые люди из семей с низким доходом с большей вероятностью смогут поступить в вузы и получить высшее образование. Теоретически это должно увеличить шансы таких людей на экономическое продвижение, делая их конкурентоспособными при поиске высокооплачиваемой работы, ассоциирующейся с более высоким уровнем образования. В дальнейшем, с быстрым ростом числа людей, получивших высшее образование, их относительные заработки могут падать, фактически делая общее распределение доходов более равномерным.

Реальность, однако, противоречит этому представлению. Во многих странах, где число выпускников среднего и высшего образования растет высокими темпами, распределение доходов становится всё более неравным, а в некоторых случаях стоит на месте и социальная мобильность.

Недавно группой ученых из разных стран было проведено эмпирическое исследование этого феномена – в стремлении понять, действительно ли распространение образования ведет к большему равенству в доходах. Объектом исследования стали Бразилия, Россия, Индия и Китай, известные как страны БРИК. В этих странах проживает 40% населения земного шара, а в последние 15 лет они совершили огромный скачок в распространении высшего образования среди населения.

Моделирование вариации доходов

Традиционно экономисты моделируют вариацию доходов, изображая ее как функцию уровня обучения рабочей силы, разброса (вариантности) по числу лет обучения, экономической окупаемости года обучения (коэффициент окупаемости обучения) и разброса окупаемости обучения различных уровней. Экономисты обычно считают, что, когда уровни формирование рабочей силы достигают определенных вершин, отдача (окупаемость) падает и разброс по числу лет обучения также снижается. Это вполне логично, учитывая экономические теории об основанных на конкуренции рынках рабочей силы и тот факт, что обучение рабочей силы, похоже, расширяется быстрее, чем растут потребности работодателей в обученных людях.

С другой стороны, отмечается, что даже при расширении систем обучения, включая ускоренный рост числа выпускников университетов, окупаемость (payoff) этих выпускников не падает и даже имеет тенденцию к увеличению относительно окупаемости выпускников средней школы.

Почему так происходит? Возможных объяснений несколько. Одно заключается в том, что рынок труда, требующий высшего образования, может прийти на смену труду, требующему среднего образования. Поэтому возникает тенденция к снижению оплаты труда менее образованных работников. Даже если заработная плата высокообразованных работников остается более или менее постоянной, как, например, в Соединенных Штатах в 1980-е годы – зарплаты выпускников средней школы имеют тенденцию к снижению, поскольку рынок все более переполняется работниками с более низким уровнем образованием. Второе возможное объяснение подчеркивает необходимость всё бОльших познаний для производства любых товаров и услуг («экономика знания»); спрос на рабочих с высшим образованием растет быстрее, чем распространяется система высшего образования. Третье возможное объяснение заключается в том, что страны осуществляют фискальную политику, которая благоприятствует людям с высоким доходом, политику антирабочую, направленную на урезание заработков людей с низким образованием. Такая политика приводит к возрастанию неравенства в доходах.

Выводы исследования

Каким бы ни было объяснение, в то время как высшее образование стремительно распространилось в четырех названных странах, окупаемость университетских выпускников, как представляется, в прошедшее десятилетие имела тенденцию к возрастанию (а не снижению), а также тенденцию к увеличению относительно окупаемости выпускников средней школы. Это также увеличило разброс в коэффициентах окупаемости различных уровней образования. Взятые вместе, эти «эффекты окупаемости» внесли свой вклад в возникновение неравенства трудовых доходов и имеют тенденцию к нейтрализации какого-либо выравнивающего эффекта высшего уровня образования и уменьшения вариантности числа лет обучения рабочей силы.

Таким образом, эти результаты для стран БРИК показывают, что распространение в прошлом десятилетии высшего образования и связанные с этим изменения коэффициента отдачи/окупаемости, как представляется, лишь поддерживают или даже усиливают неравенство в доходах. В Бразилии на распределение доходов воздействовали две противоположные силы в образовании: рост вариантности коэффициента окупаемости для времени образования регулирует подъем среднего уровня образования, внося свой вклад в увеличение неравенства доходов. Однако столкновение этой тенденции падения средней окупаемости высшего образования в Бразилии в сочетании с растущей вариантностью в годах обучения рабочей силы помогло снижению неравенства в доходах. В Китае коэффициент окупаемости образования и особенно увеличение количества лет обучения рабочей силы внесли свой вклад в увеличение неравенства доходов. В Индии неравенство, вероятно, возросло благодаря внешним факторам, быстрому подъему уровней образования рабочей силы. Наконец, в России, как представляется, распространение образования в немалой степени внесло свой вклад в увеличение неравенства доходов, несмотря на некоторые изменения в коэффициенте окупаемости образования. В России, как и в Индии, основные изменения в неравенстве доходов, вероятно, обязаны другим неучтенным факторам.

Два других фактора могут вносить свой вклад в увеличение неравенства в доходах в Китае, России и Индии или, как в Бразилии, сохранять неравенство доходов на прежнем уровне – перед лицом общей политики перераспределения доходов. Первый из этих факторов – растущая дифференциация затрат на элитные и массовые вузы в Бразилии, Китае и России (с меньшей очевидностью – в Индии). За последние 5-10 лет затраты на обучение одного человека увеличились в элитных вузах, в то время как массовые вузы порой сталкиваются даже с уменьшением затрат на обучение одного человека. Поскольку в элитных вузах с большей вероятностью доминируют студенты высших социальных классов, именно они получают неоправданные преимущества от такой дифференциации. Второй фактор – это распределение общих государственных расходов на высшее образование. Эти государственные расходы – даже в такой стране, как Бразилия, где 75% студентов учатся в частных университетах, не субсидируемых правительством – непропорционально склоняются в сторону студентов, происходящих из 20% семей с высокими доходами. Состоятельные студенты в Бразилии, Китае, Индии и даже в России, почти поголовно получающие высшее образование, являются в то же время наиболее субсидируемыми со стороны государства. Широкое распространение высшего образования в странах БРИК, таким образом, не привело к выравниванию в распределении доходов. Вывод из полученных результатов состоит в том, что без действенной налоговой политики и политики государственных расходов, нацеленных непосредственно на ослабление неравенства в доходах, это неравенство будет оставаться высоким и может даже усиливаться.

__________________

*примечание переводчика, кафедра спонсируется фирмой Vida Jack.

** примечание переводчика, БРИК (BRIC) – аббревиатура, которая означает блок из 4 развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай.



Назад в раздел