Классические препятствия: может ли новый университет достигнуть статуса мирового класса?



Джамиль Салми - эксперт по международному высшему образованию, бывший координатор Всемирного Банка по высшему образованию. E-mail: jsalmi@tertiaryeducation.org.

Материал для этой статьи взят из публикации Джамиля Салми – «Создание университетов мирового класса». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный Банк, 2009 (изд. в Казахстане на русск. яз. в 2009 г.)*, и Филип Альтбах и Джамиль Салми и др., «Дорога к академическому превосходству: Создание исследовательских университетов мирового класса». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный Банк, 2011.

Каков шанс университета занят место среди лучших, если он не имеет сотен лет опыта? 10 ведущих университетов в последнем Шанхайском академическом рейтинге мировых университетов (2011) все были созданы до 1900 года, и двум из них - более восьмисот лет. Как в случае с хорошими винами, академическое превосходство требует богатства знаний, внимательной заботы и длительного периода развития.

Тем не менее, это мнение в последнее время оспаривается по нескольким аспектам. Во-первых, представляется, что регулярная публикация ежегодных глобальных рейтингов подразумевает, что значительного прогресса можно ожидать от года к году. Во-вторых, решение нескольких стран увеличить инвестиции в поддержку их элитных университетов по различным «Инициативам превосходства» показывает их приверженность к достижению коренных улучшений в течение нескольких лет. В итоге, в развивающихся экономиках недавно были созданы несколько университетов (например, в Казахстане и Саудовской Аравии) с заявленными амбициями о быстром превращении в университеты «мирового класса».

На основе публикации первого рейтинга «После пятидесяти» Times Higher Education, в котором перечислены наиболее перспективные выдающиеся университеты в мире, будет ли реалистичным предполагать, что университет мог бы добиться успеха ускоренным путем? Для рассмотрения этого вопроса настоящая статья опирается на результаты последних публикаций, в которых была рассмотрена сложность создания университетов мирового класса.

Значимость традиции

В концептуальной основе, разработанной для понимания выдающихся результатов университета мирового класса – высоко востребованные выпускники, передовые исследования и динамическая передача технологий—выделено три дополнительных ряда факторов в игре: (a) высокая концентрация талантов (преподаватели и студенты), (б) обилие ресурсов для создания богатой учебной среды и содействия передовым исследованиям, и (в) характеристики благоприятного управления, поощряющего стратегическое видение, инновации и гибкость.

Учитывая эти факторы, определенно не существует кратчайшего пути для достижения концентрации необходимых академических и финансовых ресурсов для превращения в университет мирового класса. Развитие сильной культуры передового опыта, особенно в исследовательской деятельности, является результатом поэтапного прогресса и консолидации в течение нескольких десятилетий, а иногда и веков.

Но быть старинным университетом не означает гарантии академического высокого качества. Первый шанхайский мировой рейтинг, опубликованный в 2003 году, не включал исторических названий, таких как Болонья (201-251 места), Гейдельберг (58 место) или Сорбонна (65 место)—позиционирование, совместимое с их международной репутацией. Эти учебные заведения просто не соответствовали университетам с надлежащим финансированием, современным управлением, исследовательскими талантами и институциональной автономией, которые являются абсолютно фундаментальными элементами университета мирового класса.

Идущие быстрым темпом

В публикации Путь к академическому превосходству (The Road to Academic Excellence) были проанализированы четыре примера, в котором перечисляются новые учебные заведения, достигшие высокого качества за несколько десятилетий. Наиболее успешными учебными заведениями, занимающими первые четыре места, используя критерий их размещения в рейтингах Шанхая и Times Higher Education, являются Индийские институты технологии, Национальный университет Сингапура, Гонконгский университет науки и технологии и Пхоханьский университет науки и технологии в Южной Корее. Южнокорейский и Гонконгский университеты заняли первое и третье место в рейтинге «Среди пятидесяти».

С самого начала Гонконгский университет науки и технологии получил преимущество благодаря уникальной комбинации благоприятных факторов. В критический момент преобразований всей территории как результат передачи Китаю, был создан новый университет с четким видением, сильным руководством, выдающимся академическим составом, инновационной образовательной моделью, достаточными ресурсами и поддерживающей структурой управления.

Является ли этот пример слишком исключительным, чтобы извлекать полезные уроки? Различные исследования конкретных случаев, приведенных в публикации Дорога к академическому превосходству (The Road to Academic Excellence), определяют важные общие элементы. Среди ключевых «ускоряющих факторов», поддерживающих путь к превосходству, наиболее влиятельными представляются те, что основаны на диаспоре. Как показывают случаи Пхоханьского университета науки и технологий и Гонконгского университета науки и технологии, привлечение зарубежных ученых в страну их происхождения является эффективным способом быстрого построения академической мощности учебного заведения. В связи с этим, вторым элементом, приведенным в примерах, является использование английского как основного рабочего языка, который в значительной степени усиливает способность учебного заведения привлекать высококвалифицированных зарубежных ученых, как сделал Национальный университет Сингапура.

Концентрация в таких областях, как научные и инженерные дисциплины, является третьим способом достижения желаемого результата более быстрым способом, что можно наблюдать на примере Пхоханьского университета науки и технологии, Индийских институтов науки и технологии и Гонконгского университета науки и технологии. Два из наиболее динамичных европейских учебных заведений, Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (ETH Zurich) и Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL Lausanne), также являются технологическими школами.

Четвертый подход включает использование сравнения эффективности для направления усилий учебного заведения. Шанхайский университет Цзяо Тун, например, сначала вел свою работу по стратегическому планированию при тщательном сравнении с ведущими китайскими университетами, позже перешел к сравнению эффективности университета с зарубежными университетами.

Итоговый способ быстрого развития улучшений - это введение учебного плана и педагогических инноваций. Гонконгский университет науки и технологии, к примеру, был первым университетом, созданным по типу университетов США, в Гонконге. Высшая школа экономики в Москве была одним из первых российских учебных заведений, предложивших учебный план, который объединяет преподавание и исследовательскую деятельность. Эти виды инновационных характеристик—часть «преимущества пришедших позже» являются важными для новых заведений, пытающихся увлечь студентов от существующих университетов .

Направление университетов, проанализированное в публикации Путь к академическому превосходству (The Road to Academic Excellence) предполагает, что достичь статуса университета мирового класса может быть легче путем создания нового учебного заведения, чем попыткой модернизировать уже существующее. Это не означает, что для существующего университета невозможно усовершенствоваться в значительной степени, но сложнее создать культуру превосходства, где не преуспел никто. Датский университет Орхус осуществляет впечатляющие изменения при поощрении ректора – сторонника инноваций, страстно увлеченного поощряющим прогрессом «без горящей трибуны», также как и ректор Южно-Тихоокеанского университета проводит стратегические изменения под лозунгом «хорошее – недостаточно хорошо».

Выводы

Современные ведущие университеты обладают тем, что можно было бы назвать «классическим» элементом. Но за последние годы признание того, что высшее образование является частью конкурентоспособного преимущества страны, изменило взгляд правительств на роль университетов. Существует возрастающая вера в то, что с надлежащим руководством и инвестициями, существующие университеты могут быть в значительной мере преобразованы в учебные заведения мирового класса за относительно короткий период. Хотя это и не является невозможным, создание ведущего университета путем модернизации создает, тем не менее, большие сложности, по сравнению с развитием новых учебных заведений с чистого листа.

В любом случае, очевидно, что создание высокого качества остается долгосрочным усилием, требующим обдуманных подходов для устойчивого развития. Даже те учебные заведения, которые способны воспользоваться преимуществами ускоряющих факторов, упомянутых в этой статье, должны учитывать, что приведение исследовательского университета к успеху, требует десятилетий беспрестанных усилий. В отличие от старинного вина, качество и вкус которых будут изменяться от года к году, университет на пути к академическому превосходству должен всегда придерживаться курса и анализа динамики показателей за длительный период. Как недавно написал Дэниэл Линкольн: «Превосходство, как и все прочие вещи с добавленной стоимостью, являются марафоном, а не спринтом».



Назад в раздел