Пересмотр концепции интернационализации



Ханс де Вит – профессор в области интернационализации высшего образования Амстердамского университета прикладных наукв Нидерландах и директор Центра интернационализации высшего образования Католического университета Святого Сердцав Милане, Италия. E-mail: j.w.m.de.wit@hva.nl.

Международная ассоциация университетов начала переосмысливать процессы и средства интернационализации для того, чтобы позиционировать интернационализацию и ее основополагающие ценности в современном глобальном обществе знаний (www.iau- aiu.net). Кроме лишь радикального изменения ее концепции, следует вернуться к ее первоначальному значению и основе и понять, какие контекстуальные факторы влияют на исходный образ и требуют дальнейшей корректировки.

Относительно молодая концепция

Вопреки предположениям многих людей термину интернационализации высшего образования не более двух десятилетий. До 1990-х годов используемым собирательным термином было «зарубежное образование». Это было в меньшей степени концепцией, чем обобщающим термином для охвата целого ряда довольно разрозненной и несвязанной международной деятельности в сфере высшего образования: обучение за рубежом, консультирование иностранных студентов, студенческие обмены и обмен персоналом, экспериментальное образование и страноведение. Только в последние два десятилетия можно было наблюдать постепенный переход от использования термина «зарубежное образование» к термину «интернационализация высшего образования» и создание более концептуального подхода к интернационализации.

Несколько факторов, такие как падение железного занавеса, европейский процесс объединения, а также повышение глобализации наших экономик и обществ, сыграли свою роль в этом переходе от разрозненного и маргинального понятия «международное образование» к более целостной, то есть, «всеобъемлющей» концепции интернационализации.

Для чего необходимо переосмысление концепции?

Если интернационализация все еще является относительно молодой концепцией, то существует даже необходимость переосмысления ее на основе ряда главных факторов. В первую очередь, дискурс интернационализации, как представляется, не всегда связывают с реальностью, в которой интернационализация все в большей степени является синонимом зарубежного образования, то есть, объединение разрозненных и скорее несвязанных терминов, чем всеобъемлющий процесс и концепция. В этой связи необходимо рассмотреть отчет Джона Хадзика, члена Международной Ассоциации Преподавателей (NAFSA), - «Всеобъемлющаяинтернационализация: отконцепциикдействию» (www.nafsa.org/cizn), больше похожий на тревожный сигнал, чем введение новой концепции. Всеобъемлющаяинтернационализацияявляетсятавтологией: интернационализациянеявляетсяинтернационализацией, еслионаневсеобъемлющаитогдаэтостаромодноезарубежноеобразование.

Дальнейшее развитие глобализации, повышение меркантилизации высшего образования и понятие общества глобальных знаний и экономики также привели к возникновению нового ряда форм, поставщиков и продуктов, таких как филиалы, франшизы и торговля в сфере образовательных услуг. Кроме того, как следствие теперь, в дискурсе интернационализации возникают иногда даже противоречащие друг другу характеристики, взгляды и элементы.

Кроме того, контекст международного высшего образования быстро меняется. До недавнего времени «интернационализация», как и «зарубежное образование» были преимущественно западным явлением, в котором противодействующую роль играли только развивающиеся страны. Развивающиеся экономики и сообщество высшего образования в других частях мира изменяют панораму интернационализации. Отходя от западной, неоколониальной концепции, как некоторыепреподаватели воспринимают «интернационализацию», этот принцип должен включать и новые возникающие взгляды.

Де-интернационализация?

Африка – это регион с многочисленными преподавателями, имеющими зарубежные степени, выпускниками, обучавшимися за рубежом, с импортированными знаниями и зарубежными концепциями, вероятно, обладает более интернационализованным образованием, чем любой другой регион. Но влияние этой ситуации не обязательно является положительным и, возможно, для начала Африка должна пройти через процесс де-интернационализации и освободиться от этого внешнего воздействия, прежде чем сможет развивать свою собственную позицию в обществе глобальныхзнаний.

Кроме того, в рассуждениях об интернационализации в значительной степени доминирует небольшая группа заинтересованных сторон: лидеры в сфере высшего образования, правительства и международные организации. Другие заинтересованные стороны, такие как профессиональная отрасль, и в частности, голоса преподавателей и студентов, слышны гораздо меньше. Таким образом, на ход рассуждений недостаточно влияют те, на которых он оказывает основное влияние. В связи с предыдущим пунктом, слишком большая часть их высказываний ориентирована на национальный и институциональный уровень, уделяя мало внимания уровню программ: исследовательской деятельности, учебной программе, процессу преподавания и обучения, которые должны в большей степени лежать в основе интернационализации, что выражается такими перемещениями как «Интернационализация дома».

Большевниманиянеобходимостиэтики

Нашестомместеинтернационализацияслишкомсконцентрировананавводных/выходныхданных – количественномподходенаосновецифрвместоподхода на основе результата. Такжерассуждение уделяют слишком мало внимания нормам, ценностям или этике опыта интернационализации. Подходбылслишкомпрагматическиориентирован на достижение целей без обсуждения потенциальных рисков и этических последствий. ПоследниедебатыобиспользованииагентоввСоединенныхШтатах – проблемымошенничествасдипломамиинедостаткомконтролякачестваза процессом межгосударственного обучения, иллюстрируют необходимость большего внимания к этике и ценностям интернационализации.

Последним пунктом, основанным на необходимости переосмысления интернационализации, является повышение осведомленности о том, что понятие «интернационализация» не только связано с отношением между народами, но еще в большей степени – со связью между культурами, а также между глобальным и местным.

Все эти моменты являются основанием для переосмысления интернационализации. Исчерпывающаяпричиназаключаетсявтом, чтоинтернационализациявысшегообразованиярассматриваетсявбольшейстепеникаксамоцель, а не средство достижения цели. Интернационализация– это стратегия повышения качества образования и исследований. Об этой цели слишком часто забывают в борьбе за количественные цели. Переосмысление, инициированноеМеждународнойассоциациейуниверситетов, больше, чемпопыткапереоценить все еще молодую концепцию интернационализации, должно стать призывом к действию повыведению основных ценностей и целейинтернационализации на передний план. 



Назад в раздел