Польская система: сокращение и его последствия
Марек Квиек - профессор, директор Центра изучения общественной политики при Познанском университете, г. Познань, Польша. E-mail: kwiekm@amu.edu.pl.
В ближайшем будущем в Польше ожидается снижение уровня контингента студентов, который будет самым низким показателем по сравнению с подобным показателем других стран Европы. ОЭСР имеет два сценария по развитию ситуации в Польше. Во-первых, в 2025 г. ожидается снижение контингента на 65 процентов по сравнению с 2005 г., что означает сокращение количества студентов почти на миллион человек (947,000). Во-вторых, согласно складывающейся тенденции, количество студентов сократится на 55 процентов по сравнению с 2005 г. или почти на 800,000 человек (775,000). Ни в одной из других европейских систем демографические изменения не приведут к сокращению обучающихся до прогнозируемого уровня студентов в Польше. Количество студентов, как ожидается, сократится с 1,82 миллионов (в 2010 г.) до 1,52 миллионов в 2015 г. и до 1,25 миллионов в 2020 г.
Сокращение в Польше затронет как государственный, так и частный секторы высшего образования и в основном платное обучение — в случае, если государственный сектор останется финансируемым из бюджета страны. Студенческие места, оплачиваемые налогоплательщиками страны, доступны сегодня студентам очных отделений государственых учреждений образования, в то время, как студенты заочных или вечерних отделений должны оплачивать свое обучение сами. Частный сектор, предлагающий только платное обучение, как ожидается, будет затронут более серьезно демографическими изменениями, чем государственный сектор.
Таким образом, основные факторы изменения - это спад в государственном секторе и/или введение (или отсутствие) оплаты за обучение в данном секторе. Если оплата не будет введена, то набор по программам очного отделения в государственном секторе останется на сегодняшнем уровне — в 2020 г. приблизительно 850,000 студентов, как в 2010 г. Если платная основа будет введена, то число студентов сократится как в государственном, так и в частном секторах по обоим формам обучения (очная и заочная форма обучения) — приблизительно 550,000 студентов по программам очного обучения в государственном секторе в 2020 г. Если же платная форма обучения не будет введена и государственный сектор расширится, то набор по программам очного обучения в государственном секторе увеличатся в 2020 г., например, на 1 миллион студентов. Если число вакантных мест для обучения будет увеличиваться просто на 2 процента на каждый год между 2011 и 2020, то государственный сектор сможет предложить более чем 1 миллион вакансий к концу десятилетия, и это будут студенты "первые кандидаты на вакансии" в государственном секторе, который, возможно, расширится в будущем. Следовательно, в первом сценарии Польши, частный сектор в 2020 г. может ожидать приблизительно 250,000 студентов, по второму сценирию - приблизительно 450,000 студентов, и в третьем - только приблизительно 100,000. В 2010 г. на обучение было принято 580,000 студентов.
Последствия для частного сектора
Стратегические последствия удивительны: фактически, Польша имеет самый большой частный сектор высшего образования в Европе (31,8% студентов от контингента в 1,82 миллионов человек в обоих секторах в 2010 г.) и степень выживания в большей мере зависит от введения всеобщей оплаты за обучение в конкурирующем секторе – государственном. Если всеобщая плата за обучение не будет введена, то частный сектор испытает ощутимое сокращение - на 60 процентов или больше; если же плата будет введена, то контингент все будет еще падать приблизительно до 75 процентов от текущего уровня. Таким образом, введение всеобщей платы за обучение в государственном секторе является самой эффективной стратегией выживания частного сектора в последующие годы. Стратегии отдельных частных организаций учитываются намного меньше, чем изменения макроуровня в механизмах финансирования для государственных учреждений.
Поддержание государственного сектора, финансируемого за счет налогоплательщиков, в условиях снижении демографии в следующее десятилетие означает катастрофу для частного сектора, если только не произойдет слияние государственных учреждений с частными организациями. Открытие дверей для иностранных студентов важно, но не изменит радикально картину (в 2010 г. доля иностранных студентов была ниже 1%). После активных общественных обсуждений между чиновниками высокого ранга и академическим сообществом в 2008-2010 гг., новый закон марта 2011 так и не ввел универсальные сборы.
Роль политики
В то время, как демографические факторы в течение следующего десятилетия в Польше хорошо определены, политические факторы не установлены. Последнее зависит в основном от стратегического выбора, который будет сделан в течение следующих нескольких лет. Одной из стратегических позиций (известная из политической экономии реформ) является то, что нужно все оставить, как есть, то есть, не вводить универсальные сборы. Новый закон по высшему образованию по вопросу введения сборов оставил положение таким, каким оно было. Менее очевидная и намного более спорная стратегическая позиция определяет необходимость вмешательства, особенно посредством изменения мер финансирования.
Возможные стратегические вмешательства, защищающие частный сектор, основанные на снижении демографии, возможны либо только в частном секторе (государственное субсидирование обучения, только для студентов-очников: приблизительно 110,000 человек в 2010 г. или 17% всех студентов частного сектора), либо только в государственном секторе (введение универсальных сборов), или в обоих секторах (комбинация обоих стратегических вмешательств). То, что кажется теоретически возможным — идея сборов для всех, введенных в государственном секторе и сильно поддерживаемых Конференцией польских Ректоров — может быть с политической точки зрения сложной; лоббирование одного или обоих из двух стратегических вмешательств в настоящее время продолжается и, вероятно, будет продолжаться и далее. Учитывая стабильность демографических факторов, непредсказуемые политические факторы чрезвычайно важны для будущего системы высшего образования в целом.
Продолжительный спад
Польское частное высшее образование является исключительным с глобальной точки зрения. Постепенное снижение имеет место в доле контингента и в абсолютном контингенте студентов. Ожидается снижение количества студентов в каждый год следующего десятилетия. Система высшего образования, которая в настоящее время включает 325 частных организаций с контингентом 600,000 студентов (2010 г.), стоит перед огромной проблемой: развитие справедливой государственной политики в эру сокращения. В посткоммунистической Европе краткосрочные снижения приема в частном секторе действительно имели место в прошлом десятилетии, но польский случай явно отличается.
В противоположность другим странам Центральной и Восточной Европы, текущее и преполагаемое сокращение в Польше является скорее долгосрочным, чем ограниченным в продолжительности. Это затронет как государственный, так и частный сектора, и главным политическим фактором, важным для будущей государственно-частной межотраслевой динамики, будет введение (или его отсутствие) универсальных сборов в государственном секторе.
Пока неясно, когда Польша, с политической точки зрения, будет подготовлена к новым реалиям и до какой степени проблема выживания частного сектора на 2011-2020 гг. станет главной стратегической проблемой. Введение сборов за обучение может также быть политически трудным в нынешней обстановке экономического кризиса. До сих пор, и государственное, и академическое понимание назревающего демографического кризиса в высшем образовании — не просто по вопросу пенсий или системе здравоохранения является минимальным. Демографический параметр должен быть главным в новой государственной политике, который необходим в эру сокращения.
Назад в раздел