Развитие информационно-коммуникационных технологий в африканских университетах



Сара Хузен – исследователь и руководитель проектов, проводившая оценку нескольких проектов и исследований в области образования и технологий. Нил Бутчер руководит Партнерством в высшем образовании в рамках «Инициатива образовательных технологий в Африке» от имени Южно-Африканского института дистанционного образования. E-mail: neilshel@nba.co.za.

Доступ к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в Африке расширяется, одновременно стремительно падает стоимость телекоммуникационных услуг и устройств доступа. Национальные, региональные и континентальные органы признают решающую роль, которую могут играть ИКТ в высшем образовании на континенте. Многие страны уделяют особое внимание разработке национальных стратегий развития ИКТ и планов развития инфраструктуры для поддержки мер социально-экономического развития и расширения коммуникационных сетей в африканских высших учебных заведениях.

В рамках проектов донорского финансирования проведена серьезная работа на институциональном уровне самими вузами. Созданное в 2008 г. Партнерство в высшем образовании в рамках Инициативы по развитию высшего образования и образовательных технологий направлено на поддержку внедрения ИКТ в африканских университетах. Поддерживаются инициативы по преподаванию и обучению, интегрирующие использование технологий и способствующие формированию и распространению коллективных знаний. Политика также направлена на инициирование и поддержание эффективных проектов образовательных технологий по изучению характера и качества практики и результатов обучения студентов. В реализации принимают участие семь университетов: Университет Макерере (Уганда), Университет Дар-эс-Салам (Танзания), Университеты Ибадан и Йос (Нигерия), Университет Кениатта (Кения), Католический университет Мозамбика (Мозамбик) и Университет образования (Виннеба, Гана). Опыт управления данным проектом демонстрирует развитие ИКТ а Африке.

Повышение качества преподавания и обучения

В африканском секторе высшего образования ИКТ используются для решения задач преподавания и обучения, возникающих в традиционных лекционных аудиториях, в том числе для больших групп, многоязычия, развития грамотности, устранения разрыва между теорией и практикой. Университет Ибадан начал реализацию проекта развития, направленного на создание потенциала персонала университета для разработки и/или создания цифрового контента и использования этого источника в преподавании и обучении. Университет Макерере занимается разработкой интернет-контента для курсов и инициировал проект электронных портфолио, направленный на их внедрение в оценку.

Кроме того, африканские университеты все больше используют системы управления обучением в режиме online, комбинированным обучением и обучением с применением Web-технологий. Так, проведенный анализ показал, что инвестирование в системы управления обучением, включая развитие потенциала преподавателей и студентов в их эффективном использовании, является ключевым фактором результативности электронного и комбинированного обучения. Тем не менее, в ходе аудиторской проверки были выявлены некоторые пробелы в потенциале участвующих в исследовании университетов: нехватка технического персонала для сопровождения систем ИКТ, ограниченное количество сотрудников, имеющих опыт в использовании технологий в образовательных целях, сильная зависимость преподавательского состава от образовательных методик, построенных по принципу «сверху-вниз» и основанных на содержании, недостаточный опыт проектного планирования и т.д. Для устранения этих недостатков в проект включен ряд текущих тренингов по созданию потенциала с изменением направленности в зависимости от изменения потребностей. Первоначальные мероприятия по созданию потенциала носили вводный характер, дальнейшие были более сложными: разработка имитационных моделей, создание анимационных и видеоматериалов, а также более серьезный акцент на повышение качества. Тем не менее, центральная проблема в обеспечении качества сохраняется, из-за отсутствия надежных схем обеспечения/повышения качества электронного обучения в африканских университетах. Возможно, одним из способов повышения качества является создание одноуровневых сетей.

Другие проблемы

Главным препятствием интеграции ИКТ в учебную и преподавательскую деятельность является отсутствие институциональных стимулов для преподавательского состава по применению образовательных технологий или даже к созданию усовершенствованной практики обучения для студентов, поскольку научные сотрудники получают вознаграждение, главным образом, исходя из исследовательских публикаций. Более того, несмотря на значимость публикаций и документального подтверждения инициатив по образовательным технологиям, исследования в данном секторе не достигли желаемой силы. Проект проиллюстрировал недостаточность потенциала для осуществления эффективных научных исследований в области электронного обучения во многих африканских университетах. Эта проблема, возможно, объясняется недостаточным исследовательским опытом персонала, тем, что исследования не были определены приоритетными по отношению к спросу на другие виды деятельности или недостаточной заинтересованностью в реализации программы исследований, первоначально предусмотренной проектом. Следовательно, необходимо принять меры по развитию исследовательского потенциала в электронном обучении посредством оказания поддержки, а также выделения научным сотрудникам времени на проведение исследований.

Недостаточность инфраструктуры ИКТ, по-прежнему, является барьером внедрения технологий в образовательных целях. Основные проблемы, такие как ограниченная пропускная способность и нестабильная электрическая сеть, создают существенные ограничения потенциала развития электронного обучения в исследуемых университетах, что часто прерывает разработки, исследования и другие связанные с ними виды деятельности. Несмотря на это, есть некоторые признаки улучшения, в частности, в развитии взаимодействия между странами Восточной и Южной Африки благодаря успешной прокладке подводных кабелей. Кроме того, растущее число фактов успешного использования ИКТ в секторе высшего образования Африки вселяет надежду и, возможно, станет стимулом для правительств, зарубежных партнеров и самих вузов к продолжению инвестирования и ориентированию на использование ИКТ в высшем образовании.     



Назад в раздел