Гармонизация и тюнинг: интеграция высшего образования в Африке
Карола Хан – управляющий директор Эфиопского института архитектуры и градостроительства, Университет Аддис-Абебы, Эфиопия. E-mail: karola.hahn@eiabc.edu.et.
Дамтью Теферра – учредитель и директор Международной сети по высшему образованию в Африке при Бостонском колледже. E-mail: teferra@bc.edu.
Оба автора являются членами Координационного комитета инициативы тюнинга Африки (Tuning Africa). Мнения, выраженные в данной статье, могут не совпадать с мнениями Координационного комитета или других упомянутых в статье организаций.
Гармонизация высшего образования в Африке – многоплановый процесс, способствующий интеграции высшего образования в регионе. Цель заключается в установлении сотрудничества между странами, на субрегиональном и региональном уровнях в разработке учебных программ, образовательных стандартов и обеспечении качества, совместном структурном взаимодействии и согласованности систем, а также совместимости, признании и возможности перевода дипломов для обеспечения мобильности.
Комиссия Африканского союза способствует осуществлению этого процесса в отношении высшего образования в Африке. Европейская комиссия поддерживает эти усилия посредством Стратегического партнерства Африки и Евросоюза, включая Партнерство Африки и ЕС по вопросам мобильности, миграции и занятости, а также Совместный стратегический план действий Африки и Евросоюза. За последние три десятилетия был принят ряд инициатив по оказанию содействия гармонизации, в том числе Арушская конвенция (1981) и Протокол Сообщества развития стран Южной Африки об образовании и обучении (1997). Конвенция, которая в настоящее время пересматривается, будет служить правовой основой гармонизации высшего образования в Африке.
Тюнинг: новаторские инициативы
Тюнинг – комплексная методика совершенствования преподавания, обучения и оценки в рамках реформы высшего образования. Она охватывает разработку учебных программ, механизм накопления зачетных единиц (кредитов) и систему перезачета для достижения планируемых результатов обучения, навыков и компетенций. Одна из целей тюнинга – обеспечение согласованности между профессорско-преподавательскими кадрами в странах региона по ряду показателей общих и предметных компетенций
Тюнинг как инструмент был разработан в Европе в результате Болонского процесса. На сегодняшний день проекты тюнинг реализованы более, чем в 60 странах мира, включая Европу, Латинскую Америку, Россию и США. Недавно запущены проекты в Австралии, Индии и Китае. Свыше 1000 университетов, министерств, агентств и других органов были задействованы в этих проектах. Проект тюнинга Африки в рамках этой масштабной инициативы направлен на оказание содействия гармонизации и реформам высшего образования в регионе.
Инструменты интеграции
Значимость тюнинга как инструмента гармонизации высшего образования в Африке впервые обсуждалась на политическом уровне. В 2010 г. Европейский Союз подготовил технико-экономическое обоснование с целью изучения потенциала, актуальности и своевременности тюнинга. После проведения исследования и расширенных консультаций была начата реализация пилотного проекта. В отличие от многих инициатив, построенных по нисходящему принципу («сверху-вниз»), процесс тюнинга в Африке начался в режиме взаимодействия, сочетающем нисходящий (на начальном этапе) и восходящий (на более позднем этапе) подходы.
На семинаре по подтверждению эффективности (Validation Workshop), состоявшемся в марте 2011 г. в Найроби, были определены пять приоритетных направлений для пилотного проекта, в том числе сельскохозяйственные науки, гражданское проектирование и машиностроение, медицина и подготовка преподавателей, которые будут координироваться в пяти регионах.
Пилотный проект
Приглашение к участию в проекте Гармонизации и тюнинга высшего образования в Африке впервые прозвучало в октябре 2011 г. В ноябре 20011 г. в Дакаре состоялось заседание отборочной комиссии, позднее – международная конференция «Тюнинг, кредиты, результаты и качество обучения: вклад в гармонизацию и возможности для высшего образования в Африке» с участием заинтересованных сторон, включаю Комиссию африканского союза, Европейскую комиссию, Ассоциацию африканских университетов, Conseil Africain et Malgache pour l'Enseignement Superieur, Межуниверситетский совет по странам Восточной Африки, Совет по высшему образованию (Южная Африка), Африканский совет по дистанционному образованию, национальные агентства по обеспечению качества, такие как Южно-Африканский квалификационный совет, национальные министерства.
Отборочная комиссия рассмотрела 96 заявок. Поскольку не все прошедшие предварительную селекцию университеты были, в конечном итоге, выбраны, проводятся дальнейшие мероприятия по подбору 60 потенциальных участников (планируемого количества) пилотного этапа.
Нерешенные вопросы
Ответственность, инклюзивность и руководство. Инициатива тюнинга Африки изначально поддерживалась политическими приоритетами региональной интеграции, мобильности и гармонизации. С началом реализации инициативы возникла обеспокоенность в отношении ответственности, инклюзивности, руководства и стратегии. В результате было решено начать инициативу с технико-экономического обоснования.
Поскольку процесс тюнинга требует привлечения многочисленных и различных заинтересованных сторон, таких как администраторы, министерства, агентства по высшему образованию и контролю качества, директивные органы, работодатели, представители государственного сектора, студенты, региональные органы, посреднические организации и ассоциации университетов, было рекомендовано проведение расширенных консультаций в течение обоснованного периода.
В данный момент инициатива переходит на новый этап, когда Африканская ассоциация университетов определяется реализующим агентством под руководством Комиссии Африканского союза. На этом этапе ассоциация должна привлечь африканские университеты в ходе эффективных открытых консультаций, обеспечив их абсолютную ведущую роль в диалоге.
Согласованность, последовательность и информирование. Общепринятые планы включают большое количество национальных и региональных схем обеспечения качества, аккредитации, квалификаций, систем накопления и перезачета кредитов и реформ учебных программ. Кроме того, необходимо обеспечить эффективную интеграцию и синхронизацию этих усилий для достижения согласованности и последовательности..
Тюнинг до сих пор остается новым словом в африканском пространстве высшего образования. В пилотном проекте тюнинга Африки участвуют только 60 университетов, составляющие критическую массу ведущих университетов вместе с политическими и посредническими организациями. Следовательно, надлежащая стратегия информирования населения в целях популяризации инициативы является обязательным условием.
Ресурсы. Осуществление гармонизации и тюнинга требует ресурсов. Поскольку большинство африканских университетов испытывают хронические финансовые ограничения, предоставление ресурсов должно обсуждаться далее многочисленными заинтересованными сторонами. Успеху инициативы может препятствовать разрозненность институциональной инфраструктуры и слабое кадровое обеспечение во многих вузах.
Обучение, ориентированное на результат: вопрос жизнеспособности. Успешный переход от преподавания, ориентированного на вклад, к обучению, ориентированному на результат, со всеми вытекающими последствиями для оценки компетентности и обеспечения качества остается ключевой проблемой в тюнинге Африки. Стремительный рост популярности высшего образования, нехватка ресурсов, плохое управление и руководство, низкий уровень квалификации персонала и подготовки студентов создадут непосредственную угрозу успеху процесса. Следовательно, для обеспечения успеха в реализации проекта оптимизации Африки необходимо выработать надлежащие, согласованные с местными условиями и реалистичные подходы.
Дистанционное образование играет существенную роль в повышении доступности высшего образования и обучения а Африке. Таким образом, пилотный проект является первым в интеграции дистанционного обучения в основную систему образования. Ранее этот компонент никогда не опробовался в проектах по тюнингу.
Заключение
Пилотный проект тюнинга высшего образования в Африке должен представлять собой консультативный процесс, который будет способствовать началу общения между странами посредством региональных семинаров и конференций. Они будут обеспечивать платформу для диалога по вопросам контроля качества, повышения эффективности преподавания, обучения и оценки. Поскольку диалог о кредитах и общей системе зачетных единиц является основным принципом подхода к тюнингу, пилотный проект также может дать начало обсуждению африканской системы кредитов.
Успех пилотного проекта будет зависеть от участия ведущих университетов и заинтересованных сторон, наличия ресурсов, хорошо организованного процесса информирования, а также открытого и вызывающего доверие руководства. Прямая связь и интеграция пилотного проекта тюнинга с существующими инициативами по обеспечению качества, включая региональные и национальные квалификационные системы, должны внести вклад в устойчивую, институционализированную и гармонизированную реформу.
Назад в раздел