Лихорадка среди китайских студентов в отношении обучения за рубежом
Жа Кйянг
Жа Кйянг – ассоциативный профессор факультета образования, Йоркский Университет, Торонто, Канада. E-mail: qzha@edu.yorku.ca.
Относительно китайского высшего образования недавно в фокус широкого обсуждения попало два явления. Один фактор - то, что возраст китайских студентов, которые принимают решение учиться за границей, становится все более моложе. Большинство китайских студентов уехало за границу в 1980-ых, чтобы учиться по программам магистратуры и докторантуры, затем с конца 1990-ых - по программам бакалавриата, а теперь растет количество желающих учиться в средних школах за рубежом. Считается, что школьники теперь составляют половину или даже больше китайских студентов, которые хотят учиться за границей. Понятно, эти старшеклассники делают этот выбор с целью более легкого доступа в западные университеты. Другое известное явление - усиливающийся призыв к улучшению и обеспечению качества высшего образования в Китае, который очевиден в акценте, сделанном в таком стратегическом документе, как Национальный план на среднесрочную и долгосрочную реформу образования и развития (2010¬2020) (или Проект 2020) и совсем недавней национальной рабочей конференции по контролю и обеспечению качества высшего образования, которая состоялась 22-23 марта 2012 г. в Пекине. Совместное обсуждение этих двух явлений может пролить некоторый свет на то, почему все больше китайских студентов принимает решение учиться за границей, даже при том, что высшее образование в Китае в последние годы становиться все более доступным.
Ухудшающееся качество
В то время как мир был ошеломлен эффективностью Китая в переходе к массовому высшему образованию за короткий промежуток времени, возникает вопрос, почему же китайских студентов все больше и больше стало привлекать обучение за границей? Сейчас университеты и колледжи Китая стали намного больше доступными, чем это было 10 лет назад. В конце 1990-ых, менее чем 10 процентов 18-22 летней молодежи могли получить образование в третичных учреждениях. Это число увеличилось до 26,5 процентов в 2010 г. В городских районах доля обучающихся в учреждениях высшего образования фактически гораздо выше, но более чем 50 процентов выпускников средней школы, хотели бы продолжить свое образование в университетах и колледжах. Однако пропорция выпускников, выбирающих учебу в западных университетах, все же растет. В целом, годовой показатель приема студентов в китайские университеты вырос на 46,2 процентов с 1998 г. по 2010 г, в то время как контингент китайских студентов, обучающихся за границей, вырос более чем на 25 процентов ежегодно за тот же самый отрезок времени. Число китайских студентов, учащихся в Соединенных Штатах, увеличилось на 80 процентов с 1999 г. по 2009 г.
В 2011 г., было зарегистрировано самое высокое количество китайских студентов, которые уехали за границу для получения образования, - 339,700 человек. Это число, как ожидают, может увеличиться до 550,000 - 600,000 человек к 2014 г. Эта группа также становится моложе и моложе в возрасте. За последние пять лет число китайских студентов, обучающихся в частных средних школах в Соединенных Штатах, выросло более чем в 100 раз, т.е. от 65 человек в 2006 г. до 6,725 человек в 2011 г. Если такая тенденция сохранится, то она может представить угрозу обеспечению китайских университетов студентами в совокупности с демографическими изменениями в Китае (прогнозируется сокращение на 40 миллионов в 18-22 возрастных группах населения в течение следующего десятилетия). И еще одно последствие обучения китайских студентов за границей, это то, что китайские студенты вкладывают более чем 15 миллиардов долларов $ US в год в экономики стран их обучения (с вкладом в 4.6 миллиардов долларов $ US в одни только Соединенные Штаты), которые эквивалентны почти половине общего финансирования высшего образования Китая в 2008 г. Все больше китайских семей становятся богатыми, но этот единственный фактор не достаточен, чтобы объяснить причины постоянно растущей лихорадки среди китайских студентов и их родителей в отношении учебы за границей. Действительно, существует еще несколько примеров таких как Китай, где контингенты студентов национального высшего образования и зарубежного растут поразительно одновременно.
Во время быстрого процесса массификации, китайское высшее образование испытало серьезное снижение в качестве, которое могло бы быть другой фундаментальной причиной растущей лихорадки обучения за границей. С тех пор, как в 1999 г. количество студенческих мест в китайских учреждениях высшего образования выросло, выросло и количество претензий и критики в отношении ухудшающегося качества обучения. После 2005 г., когда набор студентов сократился значительно, внимание и ресурсы постепенно перемещались в адрес проблем качества и справедливости. Этот процесс начался со знаменитого вопроса, заданным влиятельным ученым-ветераном Цянь Сюэшэном: почему китайские университеты не породили инновационную ментальность? Таким образом, в Проекте Blueprint 2020 года относительно высшего образования, официально представленный в июле 2010 г., сделан главный акцент на аспектах улучшения и обеспечения качества: взрастить творческое начало среди китайских студентов и создать группу "университетов мирового класса". Рабочая конференция по улучшению качества высшего образования четко объявила о политике стабилизации приема в китайские университеты (с увеличением в будущем по программ профессионального образования, профессиональных программ специализации, так же как частных учреждений), требуя незамедлительных действий по решению проблем качества высшего образования.
Усилия по улучшению качества высшего образования
Незадолго до этой рабочей конференции, китайское правительство представило два более важных стратегических документа о планируемых конкретных усилиях и выделении больших ресурсов для решения проблем высшего образования. Один документ - это Стратегический план высшего образования (обнародованный Министерством образования, как план реализации соответствующих пунктов Проекта Blueprint 2020, касающихся высшего образования). Данный стратегический план рассматривает вопрос повышения качества высшего образования как высший приоритет, решить который можно посредством осуществления многих крупномасштабных проектов, направленных на преподавателей университетов и разработку учебных программ, одаренных студентов и образование творческого потенциала, программы инновационного профессионального развития, преобразование программ специализации и содействие Проектов 985 и 211, целью которых является создание группы университетов и дисциплинарных областей Китая, которые представят глобальную конкуренцию университетам других экономических сообществ. Другой стратегический документ, а именно, Мнения об осуществлении Программы модернизации инновационных возможностей высших учебных заведений (выпущенный совместно Министерством образования и Министерством финансов), начат Проект в 2011 г. (задуманный, возможно, после высказывания китайского лидера Ху Цзиньтао на столетней церемонии Университета Синьхуа весной 2011 г.), который был направлен на интегративное сотрудничество среди китайских университетов, между университетами и научно-исследовательскими институтами, промышленностью и решение потребностей регионального развития с одной большой целью - продвижение инновационных возможностей китайских университетов — в свете приоритетов по развитию страны и стандартов мирового класса. Самым типичным способом, принятым в Китае, правительство зарезервировало некоторые фонды, чтобы направить их на реализацию планов по интеграции.
Смогут ли данные мероприятия остудить пыл лихорадки обучения за рубежом?
Эта политика может сработать, до некоторой степени, чтобы сохранить некоторое количество китайских студентов. И все же, эта политика и программы в основном получены из видения людей, которые рассматривают высшее образование как тщательно спланированные (и практические в смысле правительственного инструментализма) инвестиции в обмен на глобальную конкурентоспособность (со стороны правительства) и социальное положение (со стороны людей). Это видение предусматривает китайские университеты в качестве правительственной образовательной и исследовательской силы, направленную на национальное развитие, оно ясно формулирует вопросы производства и передачи знаний в неразрывной связи с национальной программой развития. С массификацией китайской системы, это соединение демонстрирует вертикальное дифференцирование. Теперь в крутой иерархической структуре, университеты высшего разряда получают огромную поддержку правительства, в обмен на производство знаний и специалистов, необходимых для обеспечения продолжающегося успеха Китая в экономике, основанной на знаниях, в то время как большинство учреждений низкого уровня вынуждены выживать на рынке сами.
Этот подход, в свою очередь, усиливает напряженные отношения и конкуренцию, существующие в современном китайском обществе, где своего рода социальный дарвинизм, выделяющий борьбу за существование и естественный отбор наиболее приспособленных, стремится к доминированию над общественной жизнью. Университетские дипломы крайне важны для людей с точки зрения получения конкурентного превосходства. Если Вы не получаете доступ к университету высшего ранга, то вы рискнуть проиграть конкуренцию уже на самом начале. Естественно, если финансовое состояние позволяет, можно обратиться к возможности обучения за границей как к альтернативной стратегии, полагая, что международная степень поможет поднять конкурентоспособность. Не так давно, китайских студентов начали приглашать в университеты в Гонконге, где по числу студентов бакалавриата зарегистрировано 129-кратное увеличение за прошлое десятилетие, от 36 человек в 1997 г. до 4,638 студентов в 2010 г. Возможно, университеты в Гонконге используют в своих интересах свою либеральную среду обучения и международный профессорско-преподавательский состав.
По существу, высшее образование играет роль не только в формировании человеческого капитала, но также и в расширении возможностей человека. Если китайское высшее образование не обеспечит условия, в которых студентам позволят развивать их потенциал и жить производительной и творческой жизнью в соответствии с их собственными потребностями и интересами, всегда найдутся те, кто ищут возможности избежать проблем из постоянно нарастающих напряженных отношений и конкуренции. Число людей, ищущих такие пути к спасению, растет. С 5-ти кратным растущим размером такой группы людей, утечка мозгов остается большой проблемой для Китая, несмотря на его экономический успех. С тех пор, как Китай открыл свои двери в мир в 1978 г., около 2.3 миллионов китайских студентов и ученых выехали из страны, чтобы получить образование за границей. На конец 2011 г. осталось за границей более чем 1.4 миллиона китайских граждан, выехавших на учебу.
Назад в раздел