Полномасштабные филиалы университетских кампусов в Китае
Дэвид А. Стэнфилд и Ванг Ки
Дэвид А. Стэнфилд - научный ассистент Центра международного высшего образования при Бостонском колледже и докторант программы Администрирование высшего образования Бостонского колледжа. E-mail: david.stanfield@bc.edu. Ванг Ки – ассистент профессора Послевузовской школы Шанхайского Университета Джао Тонг, Китай. E-mail: qimwang@sjtu.edu.cn.
Два полномасштабных филиала кампусов британского университета в настоящее время работают на материковой части Китая и скоро ожидается открытие еще двух известных американских учреждений. С намерениями копировать образование мирового класса, предлагаемое в их головных университетских кампусах, эти иностранные представительства произвели значительное внимание. В Китае имеет место множество уникальных проблем, которые могут помешать организации университетских кампусов в достижении этой цели.
Характеристики полномасштабных филиалов кампусов
Филиалы международных университетских кампусов в Китае по условиям Министерства образования должны установить юридическое сотрудничество с местными китайскими университетами. Хотя в Китае существует приблизительно 20 международных университетских кампусов, большинство из них является небольшими учреждениями, предлагающие одну или две программы на получение степени и имеют ограниченный контингент студентов. Но, 4-ре других филиала международных университетов предлагают широкий диапазон дисциплин для уровня бакалавриата и послевузовского уровня отражает качество и опыт их головных учреждений. Китайский филиал Ноттингемского университета в г. Нингбо - первый полномасштабный филиал университета в Китае. В настоящее время в нем обучается более чем 5,000 студентов и филиал сотрудничает с некоммерческой организацией «Образовательная группа Жейянг Вэнли» (Zhejiang Wanli Education Group). Сиань Цзяотун-Ливерпульский университет с более чем 3,200 студентами, сотрудничает с видной американской коммерческой образовательной группой «Лауреат». Два известных американских учреждения – Университет Дьюка в Куньшане (имеет партнерские отношения с Университетом Вухань) и Нью-Йоркский университет (NYU) в Шанхае (имеет партнерские отношения с Восточно-Китайским педагогическим университетом), скоро откроют свои двери для учащейся молодежи Китая, университетские кампусы которых находятся на стадии строительства.
Полномасштабные филиалы международных университетов работают независимо и принимают учебные планы и организационную структуру иностранного партнера, хотя Министерство образования все же требует некоторой модификации, чтобы учреждение получило аккредитацию. Например, учреждения должны иметь в своей программе курс о китайской культуре и соблюдать национальные рекомендации приема. Либеральное образование, предлагаемое западными учреждениями, является новым и желанным дополнением в системе, которая изо всех сил пытается воспитать в студентах критическое мышление, инновации и предпринимательство. Эти филиалы международных университетов также планируют участвовать в исследованиях, используя сильные возможности местных университетских партнеров.
Будущий потенциал: образование мирового уровня?
В своей книге «Создание университетов мирового класса», Джамиль Салми предлагает, чтобы университеты мирового класса показывали концентрацию талантов, изобилие ресурсов и соответствующее управление. Это будет полезной работой для филиалов университетов в Китае исследовать потенциал, чтобы реализовать образовательный опыт их головных учреждений.
Таланты. Высшие учебные заведения мирового класса требуют талантливых студентов и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Филиалы университетов полагаются на стандарты приема своих головных университетов, включая эссе для поступления в колледж, табель успеваемости из средней школы и личное интервью; но в Китае также требуется национальный вступительный экзамен (Gaokao). Это множество условий допуска поможет филиалам университетов определить талантливых претендентов и поддерживать высокие стандарты; однако, вопрос - действительно ли достаточное число талантливых студентов будет поступать - вызывает сомнения. Филиалы в Китае нем могут самостоятельно принять решение о найме на работу топ – претендентов, как это происходит в их головных учреждениях. Элитные китайские университеты легко принимают на работу талантливых студентов по уровню ценности их степеней, в соответствии с местным рынком вакансий. Кроме того, в обществе, которое основано на личных связях, студенты считают, что государственные учреждения топ уровня помогут построить отношения, необходимые для получения наиболее высокооплачиваемой работы и наиболее престижных рабочих мест. Несмотря на международный престиж и признание брендов западных университетов, студенты, надеющиеся работать в Китае, вероятней всего, предпочтут степень элитного государственного университета. Кроме того, даже при том, что иностранные университеты четко заявляют, что требования к получению степени и предложения курса отражают условия местных вузов, студенты часто рассматривают филиалы как возможность получения образования более низкого уровня.
Университетам мирового класса также необходимы в высококвалифицированные преподаватели и исследователи. Китайский филиал Ноттингемского университета в г. Нингбо и Сиань Цзяотун-Ливерпульский университет принимают на работу на полную ставку, на долгосрочный период профессорско-преподавательский состав из своих головных университетов и других международных университетов. Хотя, на практике, филиалы международных университетов часто борются за право принять на работу преподавателей из местных университетов — из-за негибких обязательств исследований и преподавания, трудностей переезда из-за границы и несовместимости со сроками трудового договора и системой карьерного продвижения. Чтобы привлечь высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, филиалы международных университетов должны предложить и выдвинуть на первый план щедрый пакет зарплаты, дополнительные фонды исследований и другую нематериальную выгоду — такую как, возможность работать в условиях динамично растущей экономики. Один перспективный отчет упомянул несколько преподавателей и исследователей Китайского филиала Ноттингемского университета в г. Нингбо и Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета, получивших конкурсные китайские гранты на проведение исследований.
Ресурсы. Хотя подробные детали не доступны, финансовые модели филиалов международных университетов в Китае кажутся смесью поддержки со стороны местного органа власти или местного правительства, китайского университетского партнера, частного предприятия и студенческой платы за обучение, но с меньшим участием в финансовых инвестициях от головного учреждения. Филиал Нью-Йоркского Университета в Шанхае, как известно по слухам, договорился о финансовой поддержке, не требуя никаких инвестиций со стороны головного учреждения в Нью-Йорке; тогда как, отчеты Университета Дьюка в Куншане говорят о вкладе в нескольких миллионов долларов на запуск и планирующие расходы.
Плата за обучение варьируется от 60,000 китайских юаней до 132,500 китайских юаней (от 9,500 долларов США до 20,800 долларов США) в Китайском филиале Ноттингемского университета в г. Нингбо, Сиань Цзяотун-Ливерпульском Университете и Нью-йоркском Университете в Шанхае. В Китайском филиале Ноттингемского университета в г. Нингбо и Сиань Цзяотун-Ливерпульском Университете плата за обучение ниже, чем в Соединенном Королевстве, в то время как в Нью-йоркском Университете в Шанхае и Университете Дьюка в Куньшане, по слухам, плата за обучение равна плате за обучение в головных университетах в Нью-Йорке и Северной Каролине, но они предлагают некоторую финансовую помощь и стипендии. При сравнении оплаты за обучение в топовых государственных университетах, варьирующей между 5,000 и 6,000 китайских юаней (750 долларов США и 950 долларов США), родители и выпускники средней школы подумают дважды прежде, чем рассмотреть вариант учебы в филиалах иностранных университетов. Однако, филиалы иностранных университетов – это альтернатива по умеренной цене, по сравнению с высокой стоимостью обучения за границей. Но все же растущее число китайских семей может позволить себе послать своих детей за границу и, когда есть выбор, большинство предпочтет опыт обучения за границей.
Дополнительные источники дохода, такие как интеллектуальная собственность, корпоративные товарищества и частные пожертвования от выпускников и фондов, находятся в Китае на стадии развития и это займет какое-то время, чтобы эти инструменты заработали. Развитие образования мирового класса и исследований является дорогим занятием, и способность филиалов международных университетов обеспечить соответствующее финансирование будет большой поддержкой.
Управление. Высшее образование западного стиля полагается на структуры управления, которые поддерживают автономию, академическую свободу и свободные исследования — стандарты, которые отличаются и могут находиться в противоречии с китайскими требованиями и ожиданиями местного партнера. Например, Министерство образования требует, чтобы президентами филиалов иностранных университетов были китайские граждане, однако руководитель китайского происхождения не сможет полностью уловить и понять западные образовательные идеалы и стили лидерства. Кроме того, несмотря на обещание автономии по учебным вопросам, недавнее правительственное решение по обеспечению качества могло привести к дополнительному постановлению. Возможно, самый жизненно важный момент для западных образовательных учреждений - академическая свобода - не может быть гарантирован, из-за местных законов и культурных особенностей. Правовые меры и другие внешние давления могут создать препятствия филиалам международных университетов в построении модели управления, необходимой для достижения статуса мирового класса.
Заключение
Полномасштабные филиалы международных университетов в Китае надеются занять место в списке лидирующих китайских высших учебных заведений, предоставляя образование западного стиля, привлекая талантливых студентов и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также участвуя в проведении исследований. Хотя китайская система и уступает некоторым потенциальные преимуществам западного стиля образования, многочисленные проблемы могут превратить путь к высокому качеству образования напряженным и интересным путешествием.
Назад в раздел