Интернационализация академического труда: размышления о постдокторантах
Брендан Кантуэлл - ассистент профессора кафедры высшего образования, обучения взрослого населения и непрерывного обучения Университета штата Мичиган, Ист Лансинг,. E-Mail: Brendanc@Msu.Edu.
Интернационализация преподавательского состава осуществляется гораздо медленнее, чем другие аспекты интернационализации в высшем образовании. В большинстве стран подавляющее число преподавателей вузов являются гражданами этих стран и в развитии их международной карьеры существуют серьезные препятствия. Интернационализация сотрудников, имеющих докторскую степень, может являться признаком растущей трансграничной мобильности научных кадров, по крайне мере, в начале карьеры. В настоящее время большое количество молодых ученых уезжают за границу для получения постдокторских должностей за пределами страны гражданства или постоянного проживания. Хотя, мобильность постдокторантов (постдоков) не является свидетельством «выравнивания» глобального рынка научных кадров. Это движение осуществляется исключительно с юга на север и с востока на запад. В оценке интернационализации постдоков важно учитывать движущие факторы этого явления, а также последствия.
Определение интернационализации постдоков
Постдокторантура неоднородна по характеру в разных научных дисциплинах, странах и отдельных учебных заведениях. Тем не менее, определенное обобщение возможно. Постдоки – это, как правило, начинающие ученые, которые после получения ученой степени поступают на работу на основе контрактов, заключаемых на определенный срок. Постдоки занимаются, прежде всего, исследованиями и могут считаться стажерами на последних этапах подготовки к научной карьере. Однако, учебному аспекту постдокторской деятельности может придаваться слишком большое значение. Постдоки находятся на передовой линии науки кадров и вносят существенный вклад в исследования.
Международный постдок – начинающий ученый, работающий за пределами своей страны или постоянного проживания. Условием трудоустройства международных постдоков, как правило, является наличие рабочей визы, за исключением мобильности постдоков в пределах Евросоюза. Повышение уровня интернационализации постдоков наблюдается в многих странах ОЭСР, но, возможно, наиболее это заметно в США, где большая часть из почти 60 000 постдоков являются обладателями временных виз.
Объяснение процесса интернационализации постдоков
Одним из движущих факторов интернационализации постдокоторантуры является глобализация науки. Интернет-общение в среде ученых и расширенный доступ к online-изданиям привели к рассеиванию научных знаний. Все больше студентов исследовательских университетов во многих странах становятся выпускниками с аналогичным уровнем базовых знаний и технических навыков. Стремительное распространение и развитие высшего образования в многих странах, прежде всего, в Китае, привели к резкому увеличению количества потенциальных постдоков по всему миру. Кроме того, сохраняется существенное неравенство в выделении ресурсов на поддержку исследований. Проще говоря, больше возможностей для постдокторской работы в Западной Европе и Северной Америке и квалифицированные выпускники со всего мира конкурируют за право получения этой работы.
Еще один фактор, возможно, способствующий интернационализации постдокторантуры, - повышение ценности международного опыта работы в научной карьере. Учеба и работа за рубежом сегодня рассматриваются как важный компонент интеллектуального и профессионального развития в научной работе. Международная мобильность в начале карьеры может высоко цениться, поскольку работа за рубежом заведомо предполагает знания и навыки «мирового класса». Особенно это относится к странам Европы, где мобильность в начале карьеры крайне приветствуется. Соединенные Штаты, где работа молодых ученых, в целом не поощряется, являются исключением из нормы в условиях растущей мобильности.
Профессора и ведущие исследователи также стремятся к конкуренции на международном уровне. Привлечение «самых лучших и умных» постдоков к участию в исследовательском проекте сегодня подразумевает отбор с глобального рынка труда. Профессора в странах ОЭСР регулярно нанимают постдоков по всему миру. Некоторые начинающие ученые из этих стран работают в качестве постдоков в развивающихся странах.
В системах высшего образования многих стран мира наблюдается переход от прямой государственной поддержки к квазирыночным моделям финансирования. Например, схемы, основанные на исследовательской продуктивности, инициативы поощрения особых достижений, а также другие конкурентные механизмы финансирования, которые развиваются относительно блочных субсидий (иногда снижающихся). Относительно короткий срок действия и неопределенность этих моделей финансирования более благоприятны для найма временных кадров, таких как постдоки, чем для ученых, нанимаемых на длительный срок. Кроме того, по всему миру наблюдается превышение численности кадров, имеющих ученые степени, по сравнению с количеством имеющихся рабочих мест. Многие начинающие исследователи работают в нескольких постдоков не потому, что они хотят этого, а потому, что это единственная для них возможность на рынке получить работу в научной сфере.
Реформы национальных иммиграционных политик также могут отчасти объяснить растущий уровень интернационализации постдоков. Многие страны ОЭСР внесли изменения в иммиграционное законодательство, с включением приоритета привлечения высококвалифицированных кадров в качестве гостей и иммигрантов. В некоторых случаях это означает снижение правовых барьеров в найме международного научного персонала. Страны-члены Евросоюза сформировали единый рынок труда. В Австралии и Канаде при выдаче рабочих виз приоритет отдается лицам, имеющим высокую квалификацию. Даже политика США, которая в последние года считается враждебной по отношению к рабочим-иммигрантам, предусматривает особое исключение для университетов.
Иммиграционные политики, поощряющие квалифицированных мигрантов, представляют стимул для некоторых начинающих ученых к работе за рубежом в качестве постдоков. Некоторые ученые в начале карьеры, особенно из развивающихся стран, стремятся получить должность постдока в странах ОЭСР, как первый шаг на пути к долгосрочной миграции. Европейские ученые, работающие как постдоки в Северной Америке или другой европейской стране, также иногда иммигрируют. Чаще всего, эти случаи, скорее, отражают «случайную» миграцию, которая происходит в результате представившегося шанса или возможности, а не изначальной цели эмигрировать. При оценке академической мобильности и миграции относительно нулевых сумм, возможно, слишком упрощена, очевидно, что Соединенные Штаты являются крупнейшим получателем чистой выгоды от глобальной «циркуляции умов».
Возможности и проблемы
Интернационализация постдокторантуры представляет существенные возможности для высшего образования во всем мире. Транснациональная мобильность ученых в начале карьеры может способствовать обмену идеями, знаниями и межнациональному и межкультурному взаимопониманию. Все это желательно само по себе, и может косвенно привести к другим положительным результатам, таким как исследования, более соответствующие научным и социальным проблемам, характерным для многих регионов мира.
Ряд серьезных проблем связан с интернационализацией постдоков. Несмотря на отсутствие глобальных данных о движении постдоков, очевидно, что в таком движении нет равновесия. Неравномерные потоки начинающих ученых могут способствовать «утечке мозгов». Кроме того, международная мобильность может быть выгодна для начинающих ученых, как возможность иметь слишком много благ. Научные сотрудники, выезжающие за рубеж и переходящие с одного постдока на другой рискуют остаться «вечными постдоками». Это может соответствовать современным идеалам научных исследований, осуществляемых в проектных группах и сетях, направленных на решение конкретных проблем, но не является моделью, которая подходит для развития стабильной научной карьеры. Наконец, реальная обеспокоенность связана с международной эксплуатацией постдоков. Мое собственное изучение опыта международных постдоков, работающих в американских и британских университетах, показало, что эти люди слишком часто перегружены работой и не получают должной поддержки.
Заключение
Постдок может являться основным показателем тенденции к интернационализации научных кадров. Лица принимающие решения, руководители вузов и исследователи в области высшего образования будут продолжать оценку мобильности посдоков, а также других научных кадров. В частности, они будут обращать внимание на преимущества научной работы за рубежом. Очевидно, что важным вопросом является степень, в которой действующие и будущие модели академической мобильности порождают глобальные ассиметрии, а также результаты отдельных международных посдоков.
Назад в раздел