Когда рейтинги заходят слишком далеко
Фил Бэти – редактор рейтинга мировых университетов Times Higher Education.http://bit.ly/thewurTimesHigherEducation. Более ранняя версия этой статьи размещена на сайте University World Newsи публикуется в настоящем издании с разрешения автора. E-mail: Phil.Baty@tsleducation.com .
При определении лучших университетов мира правительства все больше полагаются на глобальные рейтинги университетов. В России, премьер-министр Дмитрий Медведев недавно подписал распоряжение об официальном признании дипломов 210 ведущих университетов из 25 стран, определенных в значительной степени их присутствием в ведущих мировых рейтингах университетов Times Higher Education. Тысячи российских студентов смогут учиться за рубежом за счет стипендий Программы Глобального образования с финансированием в 5 миллиардов рублей (152 млн. долл. США), посещая университеты из топ вузов мирового рейтинга.
Аналогичный проект принят в Бразилии - программа «Наука без границ», которая рассчитана на 100 тысяч студентов, с финансированием в 1,3 миллиарда фунтов стерлингов (2 млрд. долл. США), который также в значительной степени опирается на рейтинг журнала «Times Higher Education» и другие рейтинги при выборе принимающих вузов. В Индии правительственная Комиссия университетских грантов утвердила новые правила, согласно которым только 500 университетов, входящих в Times Higher Education или Шанхайский академический рейтинг мировых университетов, имеют право организовывать совместные вузовские программы с индийскими партнерами. Такой высокий уровень официального одобрения деятельности Times Higher Education, несомненно, радует.
Подход журнала «Times Higher Education»
Этот журнал публикует глобальный рейтинг университетов с 2004 г., однако с ростом сферы деятельности и влияния нашей работы нам необходимо было проводить углубленные исследования, которые могли бы лучше отражать значимость, которая придается рейтингам. Поэтому в 2009 г. после тщательного обзора проводимой нами работы мы отказались от системы, которую использовали в течение предыдущих пяти лет, и начали работу по проведению рейтингов заново. Мы отбросили чрезмерно упрощенную модель, которая на протяжении многих лет создавала препятствия глобальным рейтингам, и изменили правила игры. Прежде всего, мы привлекли нового партнера, Thomson Reuters. Совместно с Thomson Reuters, при содействии более 50 ведущих представителей из 15 стран со всех континентов и после 10 месяцев открытых дебатов и консультаций мы разработали новую систему рейтингов для новой эры глобального высшего образования. К счастью, в результате обзора была создана наиболее сбалансированная и всеобъемлющая система рейтингов.
Глобальный рейтинг Times Higher Education - единственный в мире, который предоставляет анализ всех основных задач современного глобального исследовательского университета - научных исследований, обучения, передачи знаний и международной деятельности. Это единственный рейтинг, который в полной мере отражает уникальное сочетание предметов каждого учебного заведения по всему спектру показателей с учетом передового опыта в области искусства, гуманитарных и социальных науках, которыми так сильно пренебрегают другие рейтинги. И это единственный мировой рейтинг, который использует только опытных экспертов-ученых, без добровольцев и, конечно, без представителей самих университетов.
В самом деле, многие положительно оценили нашу работу. Мне было особенно приятно прочесть слова скептически настроенного по отношению к рейтингам Дэниела Линкольна, приглашенного ученого в Центр международного высшего образования при Бостонском колледже, который отметил недавно, что «Бэти и Times Higher Education широко известны своей принципиальностью и честностью».
Предостережения
Однако, честную репутацию необходимо заслужить и поддерживать путем открытых и честных дискуссий как об использовании, так и о злоупотреблении глобальными рейтингами. Все глобальные рейтинги университетов по своей природе являются сырыми, так как они оставляют от университетов, всех их разнообразных миссий и сильных сторон лишь некую совокупность баллов. Тот, кто слишком усердно придерживается рейтингов, рискует упустить множество преимуществ и передового опыта в узких предметных областях, не охваченных рейтингом, или в других сферах деятельности университета, которые просто не регистрируются никакими рейтингами.
Например, все глобальные рейтинги делают основной упор на оценку исследований, главным образом, путем просмотра ссылок на научные работы, публикуемые в ведущих международных изданиях. Это не может в полной мере отвечать интересам создающимся исследовательским институтам в развивающихся странах, где публикация научных работ может большей частью осуществляться на национальном или региональном уровнях, и, конечно, это не служит интересам тех, чья задача заключается в преподавании.
Одной из самых сильных сторон глобального высшего образования является его чрезвычайно богатое разнообразие, и оно никогда не может быть учтено ни одним мировым рейтингом, который оценивает все вузы по единому набору критериев. В связи с этим новое заявление консорциума ректоров университетов Латинской Америки должно получить позитивный резонанс.
Декларация, согласованная на двухдневной конференции в Национальном автономном университете Мексики под названием «Латиноамериканские университеты и международные рейтинги: влияние, масштабы и ограничения», с озабоченностью отмечает, что "большая часть представителей власти и общественности рассматривает эти системы классификации как исчерпывающую и объективную меру качества институтов". Ни один рейтинг университетов никогда не может быть исчерпывающим или объективным. На встрече, которая собрала ректоров и старших должностных лиц из 65 университетов 14, стран Латинской Америки прозвучал призыв к уполномоченным лицам и структурам "избегать использования результатов рейтингов, как элементов оценивания деятельности учреждения при разработке политики высшего образования, а также в определении размера финансирования университетов, реализации стимулов и поощрений для учреждений и научных кадров".
Ответственно и прозрачно составленные рейтинги, конечно, играют полезную роль в предоставлении вузам оценки своей деятельности и планировании своей стратегии. Они помогают студенту сделать выбор места обучения, равно как и преподавателю – выбор места работы. Они могут помочь правительствам лучше понять некоторые современные проблемы массового высшего образования в экономике знаний, а также сравнить деятельность своих лучших исследовательских вузов с их конкурентами за рубежом. Они также могут играть роль в оказании помощи правительствам по выбору потенциальных партнеров для своих учреждений, а также для инвестирования стипендий.
Однако они могут быть полезны только в том случае, если те, кто составляет рейтинги, будут честно говорить о том, какие аспекты рейтинги не охватывают и никогда не смогут охватить, а также что они могут оценить, поэтому мы призываем пользователей рейтингов, копать глубже, чем совокупность баллов, которая может скрывать передовой опыт в конкретных областях.
Times Higher Education прилагает все усилия для расширения спектра данных, которые он публикует, и обеспечения большей дифференциации результатов рейтингов и более детального анализа. Рейтинги могут представлять ценный инструмент для глобального высшего образования, но только, если использовать их с осторожностью.
Назад в раздел