Рост экономики знаний постконфуцианских обществ
Саймон Маргинсон
Саймон Маргинсон - професор Университета Мельбурна, Австралия. В сборник недавних его работ входит книга под названием Высшее образование в странах Азии и Тихого океана: «Стратегические ответы в адрес глобализации» (изд-во Springer, 2011), подготовленное к печати Саржит Кауром и Эрленавати Савир.
E-mail: s.marginson@unimelb.edu.au.
За последние 15 лет в странах Восточной Азии и Сингапуре университеты и проводимые ими исследования прошли большую трансформацию. При существующих тенденциях, эти системы высшего образования на пути к достижению уровня высших учебных заведений англоговорящих стран и стран Западной Европы.
Ведется много разговоров о росте экономических сообществ, основанных на азиатских системах знаний — как восхищенных, так и (в некоторых сообществах) со страхом, хотя все это не совсем точно. Например, образование и научные исследования за пределами Восточной Азии — включая Индию и Юго-Восточную Азию — далеко отстали от прогресса Восточной Азии и Сингапура на данном этапе. Страны этого региона делают большие успехи и некоторые из них имеют реальную силу — как например, исследования в Таиланде или доброжелательно настроенные частные колледжи Малайзии.
Тем не менее, в Китае, Гонконге, Тайване, Южной Корее и Сингапуре происходят также глобальные изменения. Эти страны заняли позицию сторонников Японии, которая поддерживает передовую, партнерскую науку и техническую систему в течении более трех десятилетий и была вторым по величине научно-исследовательским инвестором в мире, пока это место совсем недавно не было завоевано Китаем.
Лидеры в научных исследованиях
Движущей силой экономических систем Восточной Азии является качество выполнения исследований и образовательного участия. Это можно также наблюдать через научные исследования. Недавно, я закончил финансируемое Австралийским научным советом сравнение глобальных связей и возможностей ведущих исследовательских университетов в Азиатско-Тихоокеанском регионе — включая 16 тематических исследований в 15 различных системах высшего образования в регионе.
Университеты, участвовавшие в социологическом исследовании, включали университет Токио в Японии, Национальный университет Сеула в Корее, Пекинский и Шанхайский университет Джао Тонг в Китае, Тайваньский Национальный университет, университет Гонконга и Национальный университет Сингапура. Каждый из этих университетов уже играет важную глобальную роль и имеет большее будущее.
Университет Токио производит столько же научных статей, сколько любой американский университет, за исключением Гарвардского университета. Пекинский университет (Beida) Китая и Шанхайский университет Джао Тонга являются третьими по количеству научных статей в Китае, после университета Чжэцзяна и университета Синьхуа. По некоторым показателям Тайваньский Национальный университет в настоящее время является лидирующим китайским университетом. Национальный университет Сингапура является символом эффективной глобальной стратегии и партнерства. Гонконгский университет является крупнейшим из пяти университетов в Специальная административном районе Гонконга с впечатляющими результатами исследований. Сеульский Национальный университет является пятым университетом в мире по выпускникам, занимающих положение генерального директора в Fortune 500 предприятий США.
Пост-Конфуцианство
Важно отметить, что, хотя между ними есть много различий, у всех этих систем есть общие китайские культурные корни. Изолированные сообщества Юго-Восточной Азии и Сингапура имеют многочисленный культурный состав, однако китайское влияние здесь очень сильно. Это было сформировано глубокой конфуцианской приверженностью к образованию в семье, которая лежит в основе качества обучения, гарантируя, что прогресс в участии будет соответствовать достижениям в обучении студента. Эти страны лидируют по результатам исследования учебных достижений 15-летних — Программа PISA, организованная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Не важно, однокультурное ли это государство или государство со смешанными формами управления— как Корея, Япония и Тайвань — они извлекут выгоду из сильных, эффективных государственных структур, вкладывающих капитал в большой степени в образование и исследовательский потенциал, ориентирующие эти инвестиции на цели и обеспечат исполнение этих целей. Только в Японии, где былой динамизм пошел на спад, инвестиции были выровнены. Постконфуцианские системы высшего образования это замечательная комбинация гибких традиций и Западной науки. Они представляют новую гибридную современность Восток - Запад.
Высшее образование в Восточной Азии и Сингапуре продвигается быстро по трем фронтам одновременно: всеохватывающий коэффициент участия молодежи в третичном образовании, который сейчас превышает 85 процентов в Тайване и Южной Корее, высокое качество ведущих университетов и быстро растущие научные исследования и разработки, где вопрос налогообложения и государственные расходы на общественные потребности ниже мировых стандартов. Такие достижения основаны на экономическом росте. Все страны кроме Китая достигли западноевропейского уровня благосостояния. Согласно Всемирному банку ВВП на душу населения в 2010 г. в Южной Корее составлял 29,010 долларов США, в Гонконге - 47,130 долларов США и в Сингапуре 55,380 долларов США. В Японии - 34,780 долларов США.
Подъем Китая
В Китае валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения был всего 7,570 долларов США, но этот показатель через пять лет удвоился. По ВВП на душу населения Пекин, Шанхай и некоторые части Восточного Китая являются более благополучными районами. Запланировано, что число обучающихся в третичном образовании достигнет 40 процентов к 2020 году. Доля студентов высшего образования в 1990 г. составляла всего лишь 5 процентов. Тем не менее, региональные различия являются текущей проблемой до сих пор.
Китай планирует повысить расходы на научные исследования и разработки до 2,5 процентов от ВВП к 2010 г. Расходы на исследования уже равны 40 процентов от уровня применения в Соединенных Штатах. За последние десять лет число научных работ выросло на 17 процентов в год.
На пути исследований в Китае все же встречаются проблемы. Возможно, слишком много исследований проводится на государственных предприятиях и недостаточно в университетах. Проблемы возникают из-за бюрократического вмешательства в решения о грантах на проведение исследований, а жестокие дебаты внутри китайских университетов не подходят для свободного обсуждения в гражданском обществе. Количество публикаций Китая еще не достигли уровня статей, которые имеют высокую цитируемость.
Но результаты исследований Китая стремительно растут, а в некоторых областях — таких как химия, инженерные разработки и сырьевые русурсы — Китай явно выделяется на мировом фоне. Исследования по физике и математике также сильно развиты, как в других странах Восточной Азии. Науки о жизни и медицина менее развиты.
В целом, у Восточно-Азиатских исследовательских университетов все же есть потенциал для дальнейшего развития. Согласно данным Лейденского университета, в Азии и Западно - Тихоокеанском регионе результаты научных публикаций за 2005-2009 г.г.,, следующие: 18 университетов опубликовали более чем по 5,000 статей и, по крайней мере, 10 процентов всех работ основной десятки в своей области были процитированы в изданиях — по 6 работ Китая и Австралии, по 2 - Сингапура и Гонконга, и по 1 работе Японии и Кореи. Эквивалентное число университетов в Европе равнялось 47 и в Соединенных Штатах 64.
Однако 38 Азиатско-Тихоокеанских университетов опубликовали более чем 5,000 работ. Показатели цитируемости улучшаются. Учитывая продолжающийся рост инвестиций в исследования, это выглядит вполне вероятным, что постконфуцианские системы добьются больших успехов.
Назад в раздел