Частные университеты и общественное образование: опыт Италии



Фиона Хантер

Фиона Хантер – директор международных программ в университете Карло-Каттанео (Италия).

Е-мейл: fhunter@liuc.it

В противоположность от мирового бума частного высшего образования, частный сектор Восточной Европы остается на периферии и не привлекает внимания исследователей. Некоторые исследования, посвященные частному образованию, подчеркивают его гетерогенную природу. На фоне глобальной тенденции роста частного образования существуют большие отличия государственных политик различных стран, отражающих разное отношение к природе и целям частного образования. В рамках дискуссии о приватизации государственного высшего образования, все чаще в фокус внимания попадают частные университеты, функционирующие в системе государственного образования. Термин «частный», применяемый в данной статье, означает исключительно «негосударственный» или «свободный, независимый» или высшие учебные заведения, функционирующие в соответствии с итальянским законодательством как некоммерческие организации.

Возникновение и экспансия

В Италии со времен объединения сохраняется централизованная стандартная модель высшего образования. Она сохранила свою устойчивость, несмотря на общественное давление в направлении децентрализации и диверсификации. Тем не менее, итальянская Конституция разрешает частное образование и, наряду с 61 государственным университетом, в Италии существует 28 негосударственных университета. Негосударственные ВУЗы составляют 25 % всего сектора высшего образования, но они значительно меньше по количеству студентов и представляют около 10 % всей студенческой массы. Подавляющее большинство негосударственных ВУЗов созданы в последние десятилетия, как ответ на растущий спрос на разнообразие ВУЗов, неудовлетворенность государственным сектором. Рост частного образования шел параллельно с ростом государственных университетов.

Негосударственный сектор высшего образования родился и прошел несколько этапов развития именно в 20 веке. До 1990 г. было только 7 частных университетов, но в интервале 1990 – 2000 гг. было создано еще 6 таких университетов. После 2000 г. основаны еще 15, из них – 11 университетов со специализацией в дистанционном обучении, созданных после 2004 г. Существенным феноменом прошлых лет было также возвращение общественного статуса тем частным ВУЗам, которые не справились с задачами количественного роста и проблемами роста издержек. Рост данной тенденции возврата общественного статуса заставил правительство пересмотреть свою либеральную политику невмешательства в рост частных университетов. Теперь все новые заявки на создание университета (государственного или частного) в соответствии с новыми требованиями должны быть одобрены в рамках центрального плана развития высшего образования страны.

Государственная регулирующая система

Инициатива открытия частного университета должна быть обоснована. Надо получить одобрение со стороны Министерства образования, университетов и исследований, а именно – надо продемонстрировать наличие адекватной инфраструктуры, обеспеченность академическими кадрами и финансовыми средствами. После получения правового разрешения на функционирование в статусе некоммерческой организации, новый университет должен получить сертификацию своих учебных программ таким образом, чтобы его дипломы имели эквивалентный статус с дипломами университетов государственного сектора. Однако государственное признание ВУЗа дает не только должный юридический статус, но также ограничивает автономию посредством требований к учебному плану, системе оценки кредитов, качеству академического персонала и прочим стандартам качества применяемых к государственному сектору высшего образования.

Несмотря на то, что частные университеты регулируются в значительной степени государственной системой образования, они остаются в основном зависимыми от собственных доходов, самофинансируются на основе платы за обучения. В качестве признания их общественной роли, они все же получают небольшую контрибуцию из государственного бюджета высшего образования в среднем 14 %. Университеты, получающие поддержку местных властей или предлагающие медицинские услуги через свои медицинские центры, получают большую долю общественных средств, а те университеты, которые имеют в своем составе значительную долю акционеров, могут финансироваться посредством пожертвований или эндаументов. Частные университеты конкурируют с государственными за финансирование, предназначенные для исследований.

Частные университеты, в силу своей финансовой структуры, меньше отчитываются по финансовым вопросам, но по национальному законодательству они обязываются нанимать профессуру на основе контрактов пожизненного найма, поэтому стремятся сокращать профессорско-преподавательский состав в целях экономии и повышения операционной гибкости. Контрактный персонал частных университетов составляет 5% от общенационального, причем часто приглашаются преподаватели, работающие по контракту и в государственном секторе. Частные университеты более автономны в наборе административного персонала и преподавателей-почасовиков. Они так же более независимы в вопросах приобретения и поддержания материальных активов. В частных ВУЗах система внутреннего управления более зависима от влияния внешних акционеров и управленцы в большей степени отчитываются перед организациями-спонсорами.

Негосударственный сектор Италии сильно зарегулирован посредством юридических инструментов, и его «частный характер» или степень независимости сильно ущемлены, ему позволяют только минимальные отклонения от того, что не позволено государственному образованию. Итальянский подход к частному образованию – это его встраивание через процедуру аккредитации стандартов для обеспечения единого уровня качества во всей системе образования (государственной и частной), но только без должного финансирования частного сектора государством. В результате этой политики частный сектор не внес существенного разнообразия в систему высшего образования в сторону модели «более» или «лучшее» образование.

Институциональные отличия внутри частного сектора

Образовательная модель частного сектора невыразительна в силу вышеотмеченных проблем. Она лишь дополняет государственный сектор, обучая «немного лучше или немного больше». Тем не менее, за последние 20 лет частные ВУЗы активно росли, и сейчас они отличаются друг от друга по возрасту, размеру, местоположению, академической структуре, формам собственности и по репутации. Так, Католический Университет Священного Сердца (Сatholic University of Sacred Heart) представляет собой крупный многопрофильный образовательный комплекс с несколькими кампусами, имеющий все три обучающих цикла и прекрасные исследовательские лаборатории. В этом Университете 40 тыс. студентов и 1400 преподавателей, работающих по бессрочным контрактам*. Но в противоположность данному университету, многие другие частные ВУЗы обучают лишь несколько сотен студентов и их персонал очень невелик (10-15 преподавателей и персонала). Такие малые ВУЗы имеют краткий курс обучения и ведут незначительную исследовательскую работу. Пример тому – Университет гастрономических наук. Много и других примеров по всему спектру наук, включая медицину.

Большинство частных ВУЗов расположены на севере или в центре Италии (Рим, Милан и их окрестности «приютили» более 50% всех частных ВУЗов страны). Функционирование их зависит от типа собственности и по этому критерию выделяют три типа: религиозные (римско-католические); местные, пользующиеся средствами местной власти; и принадлежащие бизнес-группам или индивидуальным собственникам (в частности, речь идет о провайдерах дистанционного обеспечения). Форма собственности влияет на миссию университетов, набор дисциплин и целевую аудиторию.

Многие частные университеты имеют хорошую репутацию во многих областях обучения и науки и имеют высокий рейтинг, пользуются заслуженным уважением. Тем не менее, некоторые из недавно созданных университетов, не пользуются доверием и их способность давать качественное образование подвергается сомнению со стороны клиентов и государственных органов контроля качества.

Заключение

Государственное регулирование традиционно делает упор на унификацию и централизацию, и это привело к созданию частных университетов, практически отображающих структуру государственного образования, отвечающую интересам общества и частных владельцев одновременно. Несмотря на простимулированный растущим спросом на образование рост, частный сектор остается периферийным и незначительным для страны. Частные ВУЗы Италии являются гибридными организациями, подотчетными как государству, так и рынку. Они должны сами зарабатывать финансовые средства, и в этом смысле конкуренция на международных рынках образовательных услуг им выгодна, способствует их росту. Последнее исследование автора на примере 3-х частных университетов показало, что по мере того как государственные и рыночные требования самоусиливают друг друга и конкуренция становится международной, итальянские частные ВУЗы, используя свой «частный» потенциал, получают дополнительные конкурентные преимущества для завоевания международного рынка высшего образования.

_______________________________

*бессрочный контракт, это пожизненный найм ППС в вузах, характерен для университетов США, примеч. научного редактора



Назад в раздел