Гуманитарное образование в китайской перспективе



Ю Го Цзянь, С. Дж.

Ю Го Цзянь, С. Дж. – докторант PhD Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. Электронная почта: jiangyf@bc.edu.

За последнее десятилетие, интерес к гуманитарному образованию в Китае значительно возрос, и отношение к нему изменилось. Это усиление интереса, отчасти объясняется тем, что правительство и вузы стали осознавать важность обучения граждан мыслить творчески, критически и новаторски. Это также делается и для студентов, в целях их подготовки к глобальным нуждам и вызовам. Можно сделать вывод о том, что нынешние учебные планы уделяют слишком много внимания исключительно профессиональной подготовке.

Модель специализированной подготовки все больше и больше подвергается критике на протяжении последних 20 лет. Большинство китайских студентов относятся к образованию, в основном, как к средству для обретения хорошей работы, высокой зарплаты, и трудовой мобильности. Стремление к гуманистическим идеалам, равно как и к личной и академической честности, размываются утилитаризмом и меркантилизмом, нацеленным на приумножение капитала. У многих выпускников вузов отсутствуют навыки критического мышления, креативности, разрешения проблем, новаторства, и моральных ориентиров. Китайские политики и образовательные кадры понимают те вызовы, с которыми сталкиваются вузы на сегодняшний день, и считают что именно благодаря гуманитарному образованию, выпускники вузов смогут обрести необходимые моральные и критические качества и навыки.

Развитие гуманитарного образования

В 1998 году, Министерство образования выпустило «Основные положения культурного образования для студентов вузов», нацеленных на культивацию гуманистических ценностей. Однако эти положения еще не доработаны, и в них нет четкого разъяснения в отношении разных карьерных направлений. За последнее десятилетие, при ведущих вузах, появились небольшие экспериментальные факультеты гуманитарных наук – с целью обучения студентов критическому мышлению, креативности, честности и новаторским качествам. Ведущие исследовательские университеты – такие как Пекинский, Чжэцзянский, Фуданский, Университет Цинхуа, Нанкинский и Жонгшанский – являются вузами первооткрывателями, развивающими департаменты или программы по гуманитарному образованию, для улучшения навыков критического мышления и общих аналитических способностей у студентов.

В 2005 году, при Фуданском университете был создан Фуданский колледж, с целью реализации гуманитарного образования и проведения обучения студентов первого и второго курсов. С 2006 года, в Университете Цинхуа, на уровне бакалавриата, гуманитарное образование берется за основу для последующего более разностороннего профессионального обучения. Нанкинский университет создал Колледж Куанг Яминг в 2006 году, Колледж Юанпей был инициирован при Пекинском университете в 2007 году, и Жонгшанский университет учредил Колледж гуманитарных наук в 2009 году. Другие вузы национального и регионального уровня также разработали дополнительные курсы по гуманитарным наукам в качестве выборочных дисциплин, которые обычно именуются «общественными курсами по гуманистическому или культурному образованию». Некоторые специализированные вузы технического, инженерного и педагогического профиля – например, Шанхайский университет Цзяо Тун, Пекинский политехнический институт, Восточно-Китайский педагогический университет – также ввели образование по гуманитарным наукам. Учебные планы по гуманитарному образованию включают в себя политическое, моральное и физическое образование, также изучение иностранных языков, социальных наук, литературы, истории, философии, искусства и военное обучение. Таким образом, гуманитарное образование стало своеобразной вехой в процессе развития и трансформации китайской системы высшего образования, в целях культивирования всесторонне развитых студентов. Однако в сфере китайского гуманитарного образования имеется и ряд проблем. Китайская система высшего образования признает важность перехода от преимущественно специализированного образования к обучению выпускников быть креативными и конкурентоспособными в глобализированном мире. Однако нагрузка от учебы, построенной на экзаменах, также как и лекционный метод обучения, мешают преподавателям и администрации вузов реализовать гуманитарное образование в полной мере. Узкоспециализированное профессиональное обучение по прежнему преобладает в учебных планах большинства китайских колледжей и вузов. Вдобавок, требования курсов очень строгие, и следовательно, не оставляют особого времени на размышление.

Несмотря на образовательные цели по воспитанию в студентах критического мышления, креативности, и навыков решения задач, посредством гуманитарного образования – в действующей системе оценки по продвижению, рейтингу и награждению преподавателей делается больший упор на научных публикациях, нежели преподавании. Это является существенным препятствием на пути к достижению вышеперечисленных целей. Каждый преподаватель, администратор и политик отзывается о гуманитарном образовании лучшим образом, но фактически создает множество барьеров на пути его применения.

Учебные планы нынешней китайской системы среднего образования обычно подразделяются на направления по гуманитарным и естественным наукам. Исходя из этого, студенты вузов обычно предпочитают выбирать те курсы по гуманитарным наукам, которые были предметом их интереса в средней школе. Учащиеся в средних школах, с целью получения высоких баллов, проводят большинство своего времени в подготовке к китайскому национальному вступительному экзамену для поступления в вузы. Таким образом, большинство обучающихся в китайских средних школах добиваются отменных результатов по зубрежке и запоминанию материала, но не имеют представления о работе в группах, совместных презентациях, решении задач, креативности, и новаторском мышлении.

Лекционные занятия и заучивание наизусть характеризуют особенности системы образования, сложившейся в прошлом. Экзаменационные задания, в основном, составляются из материалов лекций и учебников. Студентов не поощряют мыслить креативно, иметь свое собственное мнение и дискутировать с преподавателями. В итоге, многие студенты теряют способность мыслить независимо либо бояться высказать критическую точку мнения.

Выход Китая на уровень мирового класса, посредством научных достижений и технологий, стало главной задачей и темой интереса китайского правительства и всей нации. Многие вузы спешат воспользоваться возможностями, предлагаемыми глобализацией и интернационализацией, для того чтобы не отставать на международной арене. В результате, гуманитарное образование не рассматривается в качестве приоритетного.

Будущие тенденции

Несмотря на недостаток институциональной автономии, отсутствие интереса к гуманистическим идеям, и преобладание материализма и утилитаризма в образовательных целях, реформа китайского высшего образования дала толчок развитию гуманитарному образованию в отдельных элитных учреждениях и вузах – для обучения студентов критическому мышлению, креативности, инновационным навыкам, и сбалансированному развитию. Государственная политика, система образования, роль профессорско-преподавательского состава, и требования рынка труда, будут продолжать оказывать влияние на реализацию гуманитарного образования. Некоторые вузы Китая уже запустили программы по гуманитарному образованию, в рамках пилотных проектов, в качестве средства, для подготовки студентов к ответственным, инновационным и творческим жизням, в глобализированном мире. Китайской системе образования, образовательным учреждениям, и преподавателям еще предстоит долгий путь по внедрению гуманитарного образования. Несмотря на возникновение гуманитарного образования в качестве нового феномена, это пока еще не оказало критического влияния на подход к высшему образованию. Гуманитарному образованию еще далеко до того, чтобы стать революционной силой в китайском высшем образовании. Таким образом, можно признать, что в китайской системе образования, развитие гуманитарного образования находится еще в начальной стадии.



Назад в раздел