Система вступительных экзаменов в вузы Китая
Лю Хайфэн
Лю Хайфэн – профессор и директор Института образования при университете Сямэнь, Китай. Электронная почта: liuhf@xmu.edu.cn.
Вступительные экзамены в вузы Китая (также известные как «Гаокао») являются одной из первых, появившихся в мире, систем отбора будущих студентов в высшем образовании, проводящихся посредством унифицированных экзаменов. Каждый год, между 7 и 9 июня, миллионы абитурентов сдают эти экзамены в одно и то же время. Число сдающих экзамены в 2008 году было наибольшим в истории – 10.5 миллионов участников участвовали в сдаче экзамена. В 2011 году – сдающих экзамены было 9.33 миллиона. Сдача вступительных экзаменов является единственным способом поступления в колледжи или вузы для большинства студентов. Результаты экзаменов не только определяют шансы абитурентов на поступление, но и репутацию и престижность вуза, в который они могут поступить.
История
С момента образования в 1952 году, система вступительных экзаменов стала не только опорной точкой между институтами высшего образования и средними школами, но и ключевым связующим звеном между высшими учебными заведениями и обществом. Таким образом, данная политика всегда была важным аспектом образовательных реформ Китая и центром интереса для всех ступеней высшего образования и общества в целом.
В 1966 году, вспыхнула Великая культурная революция. В культурных и образовательных кругах, отмена вступительных экзаменов была воспринята как успех этого движения, в результате чего, колледжи и вузы, в течение ряда лет, прекратили принимать новых студентов. С 1972 по 1976 годы, был принят метод по приему в вузы на основе рекомендаций, и только те молодые люди, которые имели практический опыт, могли получить высшее образование. В студенческих рекомендациях, приоритет отдавался результатам по работе, нежели академическим достижениям, кандидатов.
После интервала в 11 лет, восстановление системы вступительных экзаменов в 1977 году, привело в восторг десятки тысяч образованных молодых людей. В том же году, когда система вступительных экзаменов была восстановлена, проведение экзаменов и набор студентов стал проводиться областными, муниципальными и региональными органами управления. В 1978 году, была восстановлена модель единых национальных экзаменов и региональная система набора. Более чем 30 лет спустя, был инициирован ряд реформ, в том числе и по ключевым мерам.
Дальнейшим направлением реформ заключается в изменении текущей практики оценки студентов с различными способностями путем единого экзамена, имеющего единые требования. Одна из перспективных схем проводит различие между обычными колледжами и вузами, где обучаются на степень бакалавра, с одной стороны, и общественными колледжами, с другой стороны. Согласно этой схеме, абитуриенты, желающие поступить в вузы, будут сдавать национальные единые экзамены, которые могут содержать в себе задания, выходящие за рамки программы средней школы. Подобные экзамены будут больше сосредотачиваться на оценке общих способностей студентов, тогда как поступающие в общественные колледжи, будут сдавать экзамены, полностью основанные на учебной программе средней школы. Вдобавок к этому, будут изменения в формате экзаменов.
Новое развитие с 2010 года
В июле 2010 года, китайское правительство провозгласило Национальную среднесрочную и долгосрочную образовательную реформу и план развития, глава 12 которого, посвящена «реформам системы экзаменов и приема». Исходя из обзора предыдущих образовательных реформ Китая, можно подчеркнуть, что в первый раз, вопросам системы экзаменов и приема посвящена отдельная глава. Это показывает, что правительство уделяет большое внимание этому вопросу. В этой главе, правительство предлагает «учреждение Национального образовательного руководящего комитета по экзаменам, с целью изучения того, как лучше провести программу по реформам экзаменов и осуществить реформу текущих практик вступительных экзаменов в вузы». Это решение показывает особую важность реформ системы экзаменов и приема студентов.
Положительные и отрицательные последствия
Вступительные экзамены позволяют улучшить процесс отбора квалифицированных кандидатов для поступления в вузы, для обеспечения качества уровня подготовки студентов-первокурсников. Это также улучшает преподавание и обучение на уровне начальной и средней школы. Тесты предоставляют возможность для абитурентов полностью положиться на свои силы, так как успех в этом деле зависит только от них. Такое чувство «контроля» над своими результатами мотивирует миллионы молодых людей прилежно учиться, и таким образом, это способствует повышению общего интеллектуального уровня всей нации и улучшению системы образования. Суть тестирования заключается в создании равных условий для всех, «честность, равенство и прозрачность» являются главными постулатами экзаменационной политики Китая. В значительной степени, тесты также содействуют иерархической мобильности. Эта система является одним из основных способов обретения возможности поселиться в городах для студентов из сельских районов. С тех пор как экзаменационная система «Гаокао» была восстановлена в 1977 году, она привнесла огромный вклад в возможность отбора квалифицированных студентов в высшем образовании, многие из этих выпускников сегодня играют важную роль во всех сферах общества. Динамичный экономический рост последних 20 лет в Китае тоже можно частично отнести за счет восстановления и реформирования системы вступительных экзаменов.
Однако единый национальный вступительный тест также приводит и к некоторым негативным последствиям в начальном и среднем образования. Средние школы сосредотачивают все свое внимание на показателях учеников, поступающих в вузы. Учащиеся сосредотачиваются на научных, либо на гуманитарных дисциплинах, тем временем полностью игнорируя другие области знаний, так как они не проверяются в рамках вступительных экзаменов. Академическое давление слишком высоко и учебная нагрузка слишком тяжела для учащихся. Физическое здоровье студентов значительно ухудшается, и наблюдается постоянное увеличение доли населения, страдающей от близорукости. Студенты также ограничиваются определенными способами мышления, и их индивидуальные творческие способности, в значительной степени, подавляются. Похожие вещи происходят и на школьном уровне: школы становятся все более похожими друг на друга в рамках академического курса обучения, достижение более высоких результатов тестирования становится единственной целью преподавания и обучения. Практика «преподавания, ориентированного на тестирование» является преобладающей в системе «Гаокао»: в фокусе только тестируемые предметы и их содержание, тогда как не тестируемые предметы и их содержание полностью игнорируются. Это уже привело к сужению общих взглядов студентов, и концентрации всех усилий на экзаменах, с единственной целью достижения известности и богатства. Таким образом, цель, ради которой дается образование в средней школе, сильно искажается. Система вступительных экзаменов имеет свои преимущества и недостатки. До сих пор, это является одной из самых главных и ключевых тем в рамках китайской реформы образования.
Значимость системы и ее будущее
Система приема, в основном, зависящая от баллов тестирования в качестве судейского критерия, способствует тенденции, при которой невозможно какое-либо маневрирование. Согласно теории, это не является оптимальным выбором инструмента, однако на практике, у этого метода пока нет конкурентов. Если эта ключевая роль по принятию решений не возлагалась на результаты тестирования, то власть, деньги или связи заменили бы их и стали бы главными факторами принятия решений по приему студентов. Таким образом, можно предположить, что единое тестирование является эффективным инструментом для обеспечения честной конкуренции и порядка. Эта система, гармонирующая с социальными и культурными нормами в Китае, безусловно, нуждается в постоянном улучшении и реформах, но не нуждается в ликвидации.
Когда преимущества и недостатки этих масштабных экзаменов стали широко известны, это привлекло еще большее внимание. Можно сказать, что национальные единые экзамены оказывают некоторое отрицательное влияние на образование на уровне начальной и средней школы, но также нужно признать, что эта система защищает процесс приема студентов от вмешательства прочих факторов, например, использования связей. Несмотря на отрицательные последствия, которые и явились причиной призывов к реформам в этой сфере, отмена тестов не является верным ответом для системы образования Китая. В общем сложности, нынешняя система экзаменов и приема студентов существует около 60 лет, и хотя она нуждается в постоянных переменах, она подходит Китаю и будет работать еще долгое время.
Без изменения отношения к и степени важности образования для китайского народа, в данной системе вряд ли снизится высокий уровень конкуренции по вступительным тестам в вузы, независимо от увеличения уровня приема студентов. Китай ищет пути модификации ситуации, при которой сохраняется полная зависимость от стандартизированных тестов. К примеру, университеты пытались внедрить различные виды систем, основанных на рекомендациях, но все эти варианты были безуспешны из-за вмешательства случаев использования связей при поступлении. Только посредством национальных единых стандартизированных тестов, практика приема студентов может быть должным образом защищена от таких отрицательных явлений как использование связей при поступлении. Система вступительных экзаменов в китайские вузы, безусловно, постепенно станет более разнообразной, однако, учитывая социальную ситуацию в Китае, равно как и его традиционную культуру, она еще долго будет служить в качестве основного параметра для поступления в вузы.
Назад в раздел