Программа Кыргызстана по новой системе академических степеней – готова ли она?



Марта С. Мерил и Чынара Рыскулова

Марта C. Мерил преподает по программе администрирования высшего образования в Кентском государственном университете. Электронная почта: mmerril@kent.edu. Чынара Рыскулова, проработавшая в Центрально-Азиатском Американском Университете 14 лет, в настоящее время проходит практику по стипендии Фулбрайта в Кентском государственном университете. Электронная почта: chynara.ryskulova@gmail.com.

23 августа 2011 года, Правительство Кыргызстана приняло Постановление, касающегося всех программ в высших учебных заведениях страны – кроме медицинских, музыкальных, некоторых инженерных программ и программ искусства. От вузов требуется внедрить двухступенчатую систему высшего образования – четырехлетнюю степень бакалавриата и двухлетнюю степень магистратуры – и использовать кредитные часы, начиная с 2012-2013 учебного года. Этот план, хотя и составленный с хорошими намерениями, невозможно будет осуществить в поставленный отрезок времени.

Общая информация

Кыргызстан – небольшая, красивая и обедневшая страна в Центральной Азии. ВВП на душу населения равняется $2,200, что ставит Кыргызстан на 187 место среди 228 стран мира. Более того, согласно недавнему докладу Всемирного банка, 21% от ВВП формируется за счет денежных переводов работающих за рубежом, прежде всего, в Казахстане и России.

Страны, с которыми Кыргызстан связан этнически либо экономически – включая Казахстан, Россию и Турцию – участвуют в Болонском процессе. Так как Кыргызстан зависим от трудовой мобильности, принятие мер политики образования, существующих в этих странах, было на повестке дня в Кыргыстане с момента обретения независимости в 1991 году, что привело к значительной институциональной диверсификации. В то время как большинство из 52 высших учебных заведений в стране используют аудиторные часы, некоторые используют кредитные часы, а некоторые оба метода. Присуждаются такие степени как первоначальная (дипломная) (степень специалиста – прим. пер.), а также кандидата наук и доктора наук. Также доступны степени бакалавра и магистра, различной длительности обучения. Иногда, все эти степени имеются в наличии в одном и том же вузе. Учебные планы, используемые на территории всей страны, составляются Образовательными и методическими союзами, экспертными группами, назначаемыми Министерством образования. Министерство присуждает все дипломы, а также контролирует лицензирование и аттестацию, как в государственных, так и частных, вузах.

Требования нового постановления

Августовское постановление рассчитывает кредитные часы, как и в Европейской системе перевода кредитов (ECTS) – 30 кредитов за семестр. Для четырехлетней степени бакалавра требуется 240 кредитов, а для двухлетней степени магистра – 120 кредитов. Один кредит приравнивается 36 академическим часам, включающим в себя аудиторные часы, самостоятельную работу и экзамены. В постановлении также указывается, что студенты не должны трудиться больше чем 54 часа в неделю, и что 50% из этого времени приходится на аудиторные часы. Учебный план на уровне баклавриата будет состоять из пяти компонентов:

гуманитарные, социальные и экономические курсы; курсы по математике и естественным наукам; профессиональные курсы по специальности; физическая подготовка; и прохождение практики и научные работы. Каждый из первых трех компонентов должен иметь как обязательные, так и выборочные курсы. Обязательная часть курсов должна составлять не менее 70% для степени бакалавра и не менее 40% для степени магистра. Учебные планы все также будут составляться централизированным образом, учебно-методическими отделами, и пока не предполагаются какие либо перемены в процедурах по лицензированию и аттестации.

Все требования, перечисленные выше, также можно найти и в российских Федеральных государственных образовательных стандартах. Идея о 54 часах в неделю в качестве максимальной нагрузки исходит из Трудового кодекса Советского Союза.

Предполагаемые проблемы

Быстрый переход к степеням бакалавра и магистра, как и к системе кредитных часов, скорее всего, создаст множество проблем.

Что касается начисления заработной платы, например, то, как ведется учет того, работает ли преподаватель на полную ставку и, таким образом, имеет право на дополнительные льготы, на данный момент, определяется количеством часов, которые он преподает в аудитории. Пока не было разработано альтернативной системы, определявшей бы кто из преподавателей работает на полную ставку, не было создано и новой системы по расчету заработной платы и трудовой нагрузки. Большинство преподавателей не понимает что система кредитных часов требует намного больше часов для подготовительных работ и оценки труда студентов за пределами аудитории по сравнению с нынешней системой, в которой они приравнивают время, проводимое в аудиториях, к общей трудовой нагрузке. На самом деле, некоторые университеты, утверждающие, что внедрили систему кредитных часов, добавили категорию «независимой работы преподавателей со студентами» для тех периодов, когда преподаватели помогают студентам с их домашними заданиями, таким образом, оставляя количество аудиторных часов тем же для преподавателей, и избегая лишних проблем касающихся заработной платы.

Другой заинтересованный круг лиц, не совсем понимающий систему кредитных часов – это родители студентов. Родители, обучавшиеся в советское время, часто приравнивают время проведенное с преподавателями к уровню качества образования, и им ближе к сердцу, ранее распространенная, пятилетняя степень специалиста. В то время, более краткие по сроку обучения степени официально обозначались как степени «с неполным высшим образованием».

Даже у самих преподавателей немного информации о том, что требует новая система. Многие преподаватели считают что студенты, обучающиеся платно, что является новой концепцией в постсоветской эпохе, покупают свое образование и таким образом не могут быть исключены из вуза, пока платят за свое обучение. К сожалению, нужно очень немного, чтобы идея того, что студенты «покупают» образование при капиталистическом строе, перешла в понятие, что студенты также могут покупать оценки и дипломы. Многие преподаватели также считают, что при системе кредитных часов, им нельзя исключать студентов. Это утверждение имело место в одном русскоязычном документе, «объяснявшем» Болонский процесс, опубликованным в Казахстане и широко распространенным в Кыргызстане.

С академической точки зрения, смысл перемен заключается в том, чтобы позволить Кыргызстану интегрироваться во «всемирное образовательное пространство», хотя, ни в одной стране кроме России, не используется система кредитных часов, требующей 27 аудиторных часов в неделю (50% от максимально разрешенной трудовой нагрузки), и не комбинируется четырехлетняя степень бакалавра в стиле США с Болонскими реформами.

Кроме того, ни студенты, ни преподаватели не готовы учиться и преподавать по системе, требующей самостоятельной работы, также недоступны необходимые для этого библиотечные и компьютерные ресурсы. У Министерства образования нет планов по обучению профессорско-преподавательского состава новой системе, когда авторы этой статьи спросили это у сотрудников министерства в частной беседе, им пообещали, что обучение безусловно будет проводиться. Таким же образом, лишь немногие администраторы знакомы с процедурами, необходимых для успешного внедрения недавно учрежденных выборочных курсов: как правильно составлять, утверждать, публиковать и планировать их.

Также остается без внимания оценка качества, к примеру, критерии, использующиеся на сегодняшний день, такие как количество квадратных метров на студента, основаны на системе аудиторных часов. Каждая из программ по бакалавриату и магистратуре должна будет пройти через лицензирование, прежде чем она сможет функционировать, но представители министерства дали нам знать, что у министерства нет планов по увеличению числа сотрудников, работающих в этой сфере. Когда в каждой из программ, будет первая группа выпускников, необходимо будет пройти государственную аттестацию, в которой, группы экспертов по внешней оценке, ответственных за составление институциональных отчетов, назначаются и подотчетны Министерству образования.

В Кыргызстане нет независимых аккредитационных агентств, хотя академические кадры и участвуют в Транс-европейской мобильной программе университетского обучения (TEMPUS), спонсировавшей Центрально-Азиатскую сеть по обеспечению качества, которая проводит конференции и издает доклады. Представители негосударственного учреждения, Ассоциации образовательной сети (EdNet), заявили что они готовы стать независимым аккредитационным агентством, но пока эта организация еще не аккредитовала ни одного вуза.

Финансирование является большой проблемой. В этой стране, из-за ограниченного бюджета, неясно кто будет финансировать работу Советов по разработке методов инструкции, которые будут писать новые учебные планы, комиссий, которые будут лицензировать новые программы, пополнение фонда библиотек, труд и время, потраченных преподавателями на составление новых учебных планов, и на распечатку самих учебных планов?

Заключение

Хотя киргизские педагоги и государственные деятели и хотят синхронизировать систему высшего образования Кыргызстана с «всемирным образовательным пространством», недостаток планирования, подготовки преподавателей и администраторов, процедур оценки, и финансирования, означает что, скорее всего, успешное проведение реформ не представляется возможным.



Назад в раздел