Сербия: Новая стратегия высшего образования
Стаменка Увалич-Трумбич
Стаменка Увалич-Трумбич – независимый консультант по глобальному высшему образованию. Она ранее была главой Сектора по высшему образованию в ЮНЕСКО. Электронная почта: suvalictrumbic@gmail.com.
Новая стратегия высшего образования Сербии, в рамках более обширных реформ, рассматривает образование, от дошкольного до докторского уровня, на основе целостного подхода. Документы и цели Европейского союза служат общим вдохновением для этой стратегии, и особенно, Задачи роста Европы 2020, в рамках которой, образование и обучение играют ключевую роль.
Однако система высшего образования в Сербии имеет непростую историю. Первоначально, она была частью более широкого пространства Югославской системы высшего образования, но с тех пор, перенесла годы гражданской войны, политической нестабильности и экономических санкций.
Увеличение набора студентов
Принципиальной задачей Сербии является увеличение общего показателя набора студентов, ныне, всего лишь на уровне 26.6%, до европейских средних показателей в 50-55% – и достичь этого уровня, без создания слишком высокого количества выпускников или же понижения стандартов. Демографические тенденции отчасти объясняют низкий, и уменьшающийся набор студентов, однако, высокий уровень безработицы среди выпускников, как результат нестабильной экономической ситуации, является более непосредственной причиной. В течение последних 20 лет, также наблюдается устойчивая и массовая «утечка мозгов», наиболее распространенная в Сербии, нежели где бы то ни было в западных Балканах. Разработка учебных планов в высшем образовании, больше соответствующих требования рынка труда, безусловно, поможет в решении данной проблемы. Набор и привлечение новых исследователей является еще одной насущной проблемой, учитывая европейские задачи по созданию, по крайней мере, 1 миллиона новых трудовых позиций в сфере научных исследований, в целях достижения показателя научных исследований и разработок в 3 процента от валового внутреннего продукта.
Наследие прошлого: преодоление разрозненности
Особой проблемой Сербии в высшем образовании, историческим наследием всех бывших югославских республик, является традиция, по которой университеты представляют собой больше собрания полуавтономных факультетов, нежели полностью интегрированных учреждений. Целостные корпоративные структуры необходимы для любых устойчивых реформ, однако, 20 лет дебатов не урегулировали этот вопрос в главных вузах, таких как, Белградский университет, хотя, некоторые небольшие вузы и достигли определенного прогресса.
Более того, недавнее увеличение числа высших учебных заведений, далее фрагментирует этот подсектор, и противоречит последовательному планированию. До того как Югославия распалась, Сербия имела четыре вуза, на территории самой Сербии, и другие два в своих автономных провинциях, Воеводине и Косово. На сегодняшний день, в проекте стратегии упоминается 13 аккредитованных вузов (7 государственных и 6 частных) на население, которое теперь еще меньше, чем во времена Югославии, и до сих пор сокращающееся.
Критической задачей является снижение числа раздельных государственных вузов, для достижения более рациональной сети учреждений, в соответствии с потребностями страны.
Сербия и европейские процессы
С 2003 года, Сербия успешно участвует в европейских инициативах – например, в Европейском пространстве высшего образования, и позже, в Европейском пространстве научных исследований. Это обеспечило постепенную эволюцию структуры степеней, развитие национальных квалификационных рамок, основанных на результатах обучения, учреждение механизмов обеспечения качества, а также включение ключевых заинтересованных лиц, то есть, студентов, в процесс принятия решений. К сожалению, не существует критического анализа по имплементации Болонского процесса, таким образом, можно предположить, что некоторые изменения могли носить лишь косметический характер. К примеру, изменение структуры степеней без реформирования учебных программ, оказало давление и на студентов, и на профессорско-преподавательский состав. Вдобавок, снизилась ценность бакалаврской степени, так как она больше не обеспечивает доступа к рынку труда, также как и магистерской степени, утратившей свой научно исследовательский компонент.
Диверсификация
Для диверсификации сектора высшего образования, в законе «О высшем образовании» 2005 года, была внедрена бинарная система с четырёхлетним профессиональным обучением, хотя она и не обеспечила мобильности между вузами и невузовскими секторами. Главная реформа, в которой есть необходимость на сегодняшний день, заключается во внесении поправок в законодательство, регулирующего невузовский третичный сектор, для стимулирования большей вертикальной и горизонтальной мобильности. Нынешние механизмы в Сербии не совместимы с практикой вертикальной и горизонтальной мобильности студентов, имеющейся повсеместно в Европе.
С другой стороны, в своём поиске превосходства, стратегия стремится разработать индикаторы по компетентности для высших учебных заведений на национальном уровне, а также, внедрить меры для продвижения нескольких сербских вузов в основных международных рейтингах вузов, и для того чтобы занять ведущие места в региональных академических рейтингах.
Высокие позиции в международных и/или региональных рейтингах повышают национальную гордость, и сербские высшие учебные заведения, несомненно, достигли превосходства в некоторых дисциплинах. Научные исследования показывают, что три необходимых условия для обеспечения высоких позиций в международных рейтингах заключаются в уверенном лидерстве, целевых структурах управления и значительного инвестирования ресурсов. Однако, необходимые ресурсы, похоже, недоступны в Сербии, и даже, если они были доступны, они могли бы быть использованы для развития качества системы высшего образования Сербии в целом, вместо спонсирования нескольких избранных вузов без гарантий успеха.
Академическая коррупция
После большого коррупционного скандала, имевшего легальные последствия и отставки деканов факультетов в 2007 году, стратегия предлагает создание Кодекса этики для всех вузов на институциональном уровне. Для того чтобы этот кодекс мог иметь существенное влияние, возможно, он мог бы стать частью процедур обеспечения качества и аккредитации, чтобы постоянно находится под мониторингом.
Создавая плюсы из минусов
Сербия должна стремиться превратить свои минусы в плюсы. Например, могли бы быть созданы стимулы для привлечения вузами представителей впечатляющей сербской интеллектуальной диаспоры в преподавании и научных исследованиях, через позиции приглашенных профессоров и совместные научно-исследовательских проекты. Теперь, когда воспоминания о гражданской войне отходят на второй план, Сербии следует использовать общее лингвистическое наследство западных Балкан для развития совместного обучения по докторантуре с другими странами региона. Создание региональных дисциплинарных сетей, с полюсами превосходства в Сербии и по всей территории бывшей Югославии, могло бы стать механизмом для сокращения числа университетов, повышения качества и увеличения значения учебных программ.
Заключение
Станет ли эта стратегия, хоть и, будучи тщательно исследованным и основательным документом, одной из многих, которые так никогда и не были воплощены, лишь политическим ходом, в рамках предстоящих выборов в Сербии? Пока эта стратегия не будет интегрирована с мерами политики в других сферах, и являться гармоничной составляющей более широкой Стратегии экономического развития Сербии (рассчитанной на десятилетие до 2020 года), скорее всего, она так и останется лишь изолированным документом – с небольшими шансами для претворения в жизнь необходимых улучшений в системе высшего образования Сербии.
Назад в раздел