Вызовы при создании университета мирового класса: Уроки из Словении



Филип Г. Альтбах

Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана, и директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже.

Словения, маленькая страна с населением в 2 миллиона, расположенная в сердце Центральной Европы, относится очень серьезно к высшему образованию. В Словении обучается заслуживающие уважения 67% возрастной группы в высшем образовании. Во всех трех университетах Словении обучаются 81,617 студентов – две трети из них в Университете Любляны. Государственные расходы на высшее образование составляют около 1.25% ВВП, очень недурного показателя в контексте Европейского союза, и значительно опережающего показатели своих соседей по бывшей Югославии и Балканам. Пожалуй, университеты Словении самые лучшие в регионе. Контекст высшего образования Словении, как и его устремления, имеет значение не только для других стран с небольшим населением, но и для университетов с традиционной европейской континентальной моделью академического управления и администрирования.

Контекст

Словения придерживается эгалитарной философии высшего образования. Все государственные вузы ведут исследовательскую деятельность, и обучение в них бесплатно для студентов бакалавров очного отделения. Также, в Словении функционирует один небольшой частный университет. По завершению средней школы, те студенты, которые успешно сдают экзамен «матура» (экзамен на зрелость – прим. пер.), в большинстве случаев, автоматически принимаются в вузы. Выпускники, не полностью отвечающие необходимым требованиям, часто имеют возможность поступить на вечерние или другие заочные программы, в которых приходится платить за обучение, и итоге, получают ту же степень как и студенты очного отделения. Модель двойной системы обучения с различиями в стоимости обучения и условиях приема – распространенной на сегодняшний день в некоторых европейских странах, Китае и других странах – искажает процесс приема студентов, учебную нагрузку преподавателей, и создает другие проблемы. Обучение на степень докторантуры также является платным.

Как и во многих других университетах континентальной Европы, ректора избираются академическим персоналом, с дополнительным участием студенчества (контролирующего 20% голосов). Они назначаются на период в четыре года и могут быть переизбраны. Схожим образом избираются и деканы, и вся академическая система пронизана духом автономии. Группы, представляющие интересы кампуса, включая автономные и хорошо финансируемые студенческие союзы, также как и группы, представляющие интересы профессорско-преподавательского состава, обладают заметным влиянием.

Национальная высшая программа 2011 года Словении, недавно утвержденная Парламентом, перечисляет ряд инициатив для реформ в высшем образовании и научных исследованиях до 2020 года. Эти меры нацелены на улучшение инфраструктуры и результативности научных исследований, в то же время призваны укрепить интернационализацию в стране и, в некоторой степени, диверсифицировать систему высшего образования, хотя список нововведений широк, а руководство по детальной имплементации ограничено. Проблемы, как обычно, кроются в деталях, и имплементация серьезных перемен в словенской системе, основанной на консенсусе, вероятно, будет нелегким делом, особенно учитывая высокий уровень внимания, который привлекает сфера высшего образования в Словении.

Мировой уровень для Словении?

Как может выглядеть университет мирового класса в контексте Словении? Безусловно, ни один словенский вуз не может поставить себе целью конкурирование с Беркли или Оксфордом. Вся страна не смогла бы финансировать Беркли, она также не имеет той базы населения, необходимой для поддержки Оксфорда. Но, по крайней мере, один словенский вуз, безусловно, Университет Любляны, может стать университетом, глобально конкурентоспособным в отдельных академических дисциплинах, и добиться международного признания в качестве вуза. Как стране, полагающейся на свои человеческие ресурсы, расположенной в стратегическом районе Европы, Национальная высшая программа 2011 года Словении, имеет смысл, хотя, кажется, что она не продвинулась достаточно далеко в концентрации на финансовых и человеческих ресурсах.

Стратегия, указанная в данной программе, значительно расходится с устаревшими идеями. По крайней мере, она признает необходимость более тщательной работы над высшим образованием Словении. Традиционный взгляд состоял из общей удовлетворенности академической средой, являющейся хорошей, но не выдающейся. Предполагая, что Словения, в какой-то момент, захочет стать частью ведущих академических систем, что бы потребовалось для реализации нынешних возможностей, и закрепления ее позиции в европейской и глобальной экономике знаний?

Перспективы

Пути к академическому превосходству различаются в зависимости от национальных и институциональных обстоятельств, но, несмотря на это, легко определить некоторые словенские реалии, создающие препятствия на пути к развитию – проблемы, имеющихся у многих стран и вузов. В то время как возможности для значительных улучшений объективно существуют, проблемы в сфере политики и управления заключают в себе серьезные затруднения. Нижеуказанные факторы, по крайней мере, частично, определят академическое будущее Словении.

Управление. Как и во многих европейских университетах, высший академический менеджмент в Словении избирается на четырехлетний срок. Как правило, они возвращаются к преподаванию по завершению административной службы. Ректора, например, избираются академическим сообществом, включающим в себя академический персонал и студентов, владеющими 20% голосов. Ректора и деканы обычно управляют на основе консенсуса и редко управляют таким образом, который мог бы создать сильную оппозицию в академическом сообществе. Это означает, что университеты, редко, если вообще когда-либо, имеют достаточно сильное внутреннее управление с возможностью принятия решений, способных вызвать несогласие или споры. В таком случае, избранный топ менеджмент не способен предпринять необходимых мер, которые неизбежно необходимы для построения академического превосходства.

Финансирование. Студенты бакалавры очного отделения не платят за обучение в Словении – хотя плата за обучение и взымается за заочное обучение и некоторые виды программ по магистратуре. Таким образом, университеты значительно зависят от прямого государственного финансирования. В массовых системах высшего образования, государственное финансирование никогда не сможет обеспечить доступ и превосходство одновременно, расходы для этого слишком велики. Для достижения уровня превосходства мирового класса, Словении необходимо будет найти дополнительное финансирование, чтобы содержать дорогие исследовательские университеты, так как ожидание полного государственного финансирования было бы нереалистичным. Вероятно, нет другой альтернативы, кроме того как обязать всех студентов платить за обучение – конечно, с предоставлением соответствующих грантов для тех студентов, которые могут быть не в состоянии нести расходы по обучению. В то же время, государству необходимо будет увеличить финансирование и обеспечить наличие необходимых ресурсов в долгосрочной перспективе. Дополнительные доходы могут быть получены путем расширенного сотрудничества со сферой индустрии и другими организациями. Отличные университеты могут процветать только при наличии стабильного финансирования.

Академическая дифференциация. Все три государственных университета Словении являются исследовательскими университетами и финансируются схожим образом. Даже в небольшой стране, необходимо дифференцировать академические миссии среди вузов. Словения может позволить себе содержать один университет, концентрирующийся на научных исследованиях – Университет Любляны. Другие университеты, которые новее и гораздо меньше, должны сосредоточиться на преподавании на уровне бакалавриата. Финансовые и человеческие ресурсы должны быть сконцентрированы соответствующим образом. Конечно, будет довольно спорным обобрать или же существенно ограничить существующие вузы в их нынешних ролях, и обеспечить ограничение научных исследований и обучения на докторантуру соответствующим образом в будущем.

«Управление». Определение общих академических направлений и мер политики не может быть предоставлено исключительно академическому сообществу. Общее «управление» политикой высшего образования в рамках страны может разрабатываться и осуществляться только государством. Хотя проведение консультаций со всеми заинтересованными лицами, особенно с преподавателями, и необходимо, сложные решения будут неизбежно приниматься извне. Далее, необходимо продолжающееся государственное регулирование политики вузов для того чтобы система не отставала от других. Это может быть особенно сложно в словенском обществе, привыкшем к принятию решений посредством консенсуса, в котором высшее образование часто является вопросом споров в политике.

Выборочное превосходство. Лишь немногие университеты могут позволить себе уровень мирового класса во всех специальностях. Для небольшой страны, будет нужен тщательный выбор в том, какие сферы и дисциплины могут быть действительно мирового класса, а какие могут быть «всего лишь отличными». Основываясь на национальных нуждах, экономических реалиях и текущих академических преимуществах и интересах, ограниченное число сфер – включая междисциплинарные и передовые сферы – могут быть принято во внимание. Для этой цели, могут быть предоставлены специализированное финансирование и другие ресурсы.

Интернационализация. Всегда существует тонкая линия между службой национальным обязательствам и участием в международных больших лигах. Если Университет Любляны желает достичь статуса мирового класса, он должен сосредоточиться на дальнейшей интернационализации. Это включает в себя предоставление большего количества академических программ на английском языке, укрепление взаимоотношений в сфере академического обмена, нацеливание на, прежде всего, предоставление уверенного лидерства в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ, и в некоторой степени, расширение связей с Северной Америкой и развивающейся Азией. Словения – отличное место для научных исследований на тематику центрально европейских тем, и Университет Любляны может укрепить свои междисциплинарные преимущества в понимании вызовов и возможностей бывшей Югославии и всего региона.

Однако баланса между национальными нуждами и вопросами, с одной стороны, и интернационализацией, с другой стороны, не так-то легко и достигнуть. Особенно, для небольшой страны, университеты являются центром интеллектуальной жизни и главными институтами по сохранению и развитию национального языка и культуры. В то же время, вузы являются одними из самых интернационализированных учреждений в стране, и существуют существенные предпосылки для того чтобы еще больше расширять взаимодействие с остальным миром. В случае Словении, эти факторы имеют особо комплексный характер, так как вовлекают в себя планы по Болонскому процессу, сотрудничество с Балканами, и в некотором отношении, более широкую международную повестку.

Будущее

Словения, небольшая страна с выгодным географическим расположением в центре Европы и с хорошей академической инфраструктурой, имеет потенциал для дальнейшего превосходства. Она уже имеет при себе, пожалуй, лучший университет в регионе. Стремление достичь превосходства мирового класса является вызовом, но этот стандарт не является недостижимым. Для страны, полагающейся на свои человеческие ресурсы, развитие вузов является логическим шагом. Если Сингапур смог стать центром знаний, почему этого не может сделать и Словения?



Назад в раздел