Сложности «обмена мозгов» 21 века
Филип Г. Альтбах
Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже.
Предполагается, что развивающиеся экономики БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), благодаря резкому экономическому росту и расширяющимся системам высшего образования, станут привлекательны как для местных студентов, едущих учиться за рубеж после завершения предыдущих уровней образования, так и для некоторых выпускников, которые устроились в странах Запада. Проблема заключается в том, что данные показывают, что это не совсем так. «Утечка мозгов», более известная сейчас под эвфемизмом «обмен мозгов», кажется, все еще есть и процветает. Исследование Донгбина Кима, Чарльза А.С. Банкарта и Лауры Исдел («Международные докторанты: Анализ трендов об их решении остаться в США», журнал «Высшее образование», выпуск №62 (Август 2011)) показывает, что большинство международных студентов, завершивших докторантуру в университетах США, остаются в стране по завершению учебы. Еще более удивителен тот факт, что пропорция тех, кто решает остаться, увеличилась за последние три десятилетия, по-видимому, не зависимо экономического роста прочих стран и их академического расширения. Существует убедительное доказательство того, что мы живем в эпоху глобальной мобильности высококвалифицированных талантов в целом, и особенно, академической профессии, но эта мобильность движется, по большей части, в одном направлении – из развивающихся стран в обеспеченные страны, особенно в англоязычные страны.
Много было написано об якобы устарелости термина «утечка мозгов». Есть мнение, что глобализация приносит с собой глобально мобильную и высокообразованную рабочую силу – создавая подобие «обмена мозгов» среди стран. Но данные указанные здесь показывают, что мобильность, хотя действительно, достаточно значительная, направляется лишь в одну сторону, в основном, из развивающихся стран в обеспеченные страны. Хотя наблюдается увеличивающийся поток идей и капитала обратно в страны происхождения, нельзя отрицать и тот факт, что основной экономический и социальный вклад делается в той стране, где человек, в основном, проживает. Реалии глобализации по-прежнему крайне неравномерны. В то время как утечка мозгов уже не имеет постоянный характер, тем не менее, она продолжается, с возможностью (которой, не так уж и часто пользуются) возвращения в страны происхождения.
Кто уходит и кто остается?
Согласно Исследованиям о присвоенных докторских степенях Национальной академии наук, отслеживающих международных студентов-докторантов, учащихся в США, страны с наиболее выдающимися экономическими успехами и расширением системы образования имеют наибольшие шансы удержать местных студентов. Например, в 1980-х, 25.9% китайских выпускников-докторантов сразу же возвращались в Китай после завершения учебы. В 2000-х, этот показатель упал до 7.4%. Показатели Индии тоже достаточно невысоки, если в 1980-х, возвратилось 13.1% выпускников, то в 2000-х, только 10.3%. Однако, показатели возврата сильно варьируются между странами, начиная от 84% тайских студентов, 60% мексиканских и бразильских студентов, и заканчивая 39.5% африканских студентов. Особенно интересен показатель возврата европейских студентов, который снизился от 36.9% до 25.7% на протяжении 30 лет.
Несомненно, существуют и другие показатели. Женщины несколько более склонны остаться в США, чем мужчины. Международные студенты, получившие степень бакалавра в США тоже более склонны остаться в США, как и студенты из высоко образованных семей. Специальность тоже играет свою роль, например, студенты со степенью в сельском хозяйстве (54.2%), образовании (48.5%) и социальных науках (44.1%) более склонны вернуться в страны происхождения, в то время как студенты в области биологии (19.3%), естественных наук (21.8%) и бизнеса (31.9%) менее склонны к этому.
Нужно отметить, что данные Исследования о присвоенных докторских степенях Национальной академии наук имеют определенные ограничения. Студенты обычно заполняют анкету, в которой задаются вопросы по поводу общей биографии, о полученных степенях образования и планах на будущее. Исследование подготавливается Национальным научным фондом и проводится программами магистратуры при вузах на общенациональном уровне. Студенты заполняют эти анкеты, когда сдают предварительно одобренные докторские диссертации. Некоторые респонденты могут быть не полностью уверены в своих планах на тот момент. К тому же, планы, указанные в Исследовании о присвоенных докторских степенях, могут не осуществиться. Например, некоторые студенты могут предпочесть продолжить обучение и научные исследования в вузе после докторантуры и возвратиться домой после этого по различным причинам. Другие, учитывая нынешнюю сложную ситуацию на академическом рынке труда, могут безуспешно искать работу. Поскольку Исследование о присвоенных докторских степенях учитывает только данные по докторантуре, вероятно, что эта группа выпускников, в основном, ищет академические позиции – у нас нет данных о показателях возврата выпускников MBA, бакалавров или магистров. Несмотря на эти ограничения, Исследование о присвоенных докторских степенях является самым достоверным инструментом на текущий момент.
Статистические данные об учебе за рубежом, приведенные здесь, относятся только к США, однако, вполне вероятно, что общая тенденция мобильности студентов схожа в других принимающих странах и, особенно, в основных англоязычных странах и крупных континентальных европейских странах. Различия, исходящие из иммиграционной политики, локальных рынков труда, относительной открытости системы образования и экономики, языков общения и других факторов, безусловно, влияют на уровень того, останутся ли выпускники в этих странах.
Тенденции и политические меры
Некоторые экономики и системы образования извлекли значительную выгоду от тенденций, указанных в этой статье. Например, предположительно четверть новых фирм в сфере высоких технологий в Силиконовой Долине была создана иммигрантами, многие из которых, получили высшие академические степени в США. Американские университеты, начиная от самых престижных учреждений и заканчивая общественными колледжами, имеют большое количество сотрудников из числа иммигрантов, и все больше из них занимают ведущие управленческие позиции.
Почему международные студенты, получившие степень доктора, приведенные в данных Исследования о присвоенных докторских степенях, выбирают остаться в США? В то время как каждый случай имеет свою историю, несложно определить основные причины. Невзирая на все текущие проблемы американских колледжей и вузов, условия для академической работы, включая заработную плату, считаются весьма приличными по международным стандартам. После завершения учебы в США, международные студенты уже знакомы с системой и часто могут обратиться к своим научным руководителям за помощью в трудоустройстве на местном рынке труда. Хоте некоторые страны, как Китай, и поощряют возвращение лучших выпускников на родину, такие программы невелики и служат только топ элите. Для многих, возвращение в академические учреждения на родине, которые могут быть иерархичны по структуре и слабо оснащены, не является заманчивой перспективой. В странах с развивающейся экономикой, академические заработные платы, как правило, невысоки и подработки на дополнительной работе часто необходимы для обеспечения уровня жизни среднего класса. Даже в самых элитных вузах Китая, получивших крупные денежные инвестиции и построивших впечатляющие кампусы, академическая среда часто является проблематичной для выпускников, знакомых с относительно открытыми и меритократичными вузами США или другими налаженными академическими системами. В то время как условия труда и заработная плата в сфере высоких технологий и бизнеса могут быть лучше в странах с развивающейся экономикой, остаются и другие проблемы. Попытки стран, таких как Китай и Индия, по привлечению выпускников на родину, по большому счету, не увенчались успехом. Некоторые из европейских стран, включая Германию, также принимают активные меры для мотивации своих студентов докторантов и пост докторантов возвращаться домой, но лишь с умеренным успехом.
Иммиграционная политика обеспеченных стран также играет ключевую роль. Несмотря на успехи Америки по удержанию своих международных выпускников докторантов, иммиграционная политика США до недавнего времени не была направлена на смягчение условий для въезда высококвалифицированных специалистов. Даже сейчас, больше внимания уделяется объединению семей, увеличению разнообразия иммигрантов и другим факторам. Остается узнать, повлияет ли давление со стороны представителей области высоких технологий и других, на принятие решения о расширении возможностей для высококвалифицированных специалистов. Другие страны, в том числе Канада и Австралия, вполне сознательно преобразовали иммиграционную политику в пользу высококвалифицированных и образованных иммигрантов, и облегчили условия, для того чтобы международные выпускники могли остаться в стране и построить свою карьеру в ней. Европейские страны также движутся в этом направлении.
Заключение
Статистические данные, приведенные в данной статье, могут показаться неожиданными для некоторых читателей. Эти данные, скорее всего, являются неизбежным результатом глобализации и неравенства в высшем образовании, а также в уровне богатства и развития, которые продолжают оставаться между странами. Вполне справедливо предположить, что принимающие страны не особо озабочены этим дисбалансом, и действительно, большинство из них стараются укрепить свои преимущества в этой сфере посредством корректировок в политике сфер образования и науки, а также в иммиграционной политике. Если количество студентов, остающихся в странах обучения, служит признаком продолжающегося неравенства в глобальной системе знаний и высшем образовании, ей нужно будет достичь лучшего баланса и потребуется времени, ресурсов, а в некоторых случаях, и перемен в академических структурах и практиках. В то время как многое говорится о создании глобализацией «равных условий для всех», действительность показывает нечто совсем иное.
Назад в раздел