Сложности «обмена мозгов» 21 века



Филип Г. Альтбах

Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана, директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже.

Предполагается, что развивающиеся экономики БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), благодаря резкому экономическому росту и расширяющимся системам высшего образования, станут привлекательны как для местных студентов, едущих учиться за рубеж после завершения предыдущих уровней образования, так и для некоторых выпускников, которые устроились в странах Запада. Проблема заключается в том, что данные показывают, что это не совсем так. «Утечка мозгов», более известная сейчас под эвфемизмом «обмен мозгов», кажется, все еще есть и процветает. Исследование Донгбина Кима, Чарльза А.С. Банкарта и Лауры Исдел («Международные докторанты: Анализ трендов об их решении остаться в США», журнал «Высшее образование», выпуск №62 (Август 2011)) показывает, что большинство международных студентов, завершивших докторантуру в университетах США, остаются в стране по завершению учебы. Еще более удивителен тот факт, что пропорция тех, кто решает остаться, увеличилась за последние три десятилетия, по-видимому, не зависимо экономического роста прочих стран и их академического расширения. Существует убедительное доказательство того, что мы живем в эпоху глобальной мобильности высококвалифицированных талантов в целом, и особенно, академической профессии, но эта мобильность движется, по большей части, в одном направлении – из развивающихся стран в обеспеченные страны, особенно в англоязычные страны.

Много было написано об якобы устарелости термина «утечка мозгов». Есть мнение, что глобализация приносит с собой глобально мобильную и высокообразованную рабочую силу – создавая подобие «обмена мозгов» среди стран. Но данные указанные здесь показывают, что мобильность, хотя действительно, достаточно значительная, направляется лишь в одну сторону, в основном, из развивающихся стран в обеспеченные страны. Хотя наблюдается увеличивающийся поток идей и капитала обратно в страны происхождения, нельзя отрицать и тот факт, что основной экономический и социальный вклад делается в той стране, где человек, в основном, проживает. Реалии глобализации по-прежнему крайне неравномерны. В то время как утечка мозгов уже не имеет постоянный характер, тем не менее, она продолжается, с возможностью (которой, не так уж и часто пользуются) возвращения в страны происхождения.

Кто уходит и кто остается?

Согласно Исследованиям о присвоенных докторских степенях Национальной академии наук, отслеживающих международных студентов-докторантов, учащихся в США, страны с наиболее выдающимися экономическими успехами и расширением системы образования имеют наибольшие шансы удержать местных студентов. Например, в 1980-х, 25.9% китайских выпускников-докторантов сразу же возвращались в Китай после завершения учебы. В 2000-х, этот показатель упал до 7.4%. Показатели Индии тоже достаточно невысоки, если в 1980-х, возвратилось 13.1% выпускников, то в 2000-х, только 10.3%. Однако, показатели возврата сильно варьируются между странами, начиная от 84% тайских студентов, 60% мексиканских и бразильских студентов, и заканчивая 39.5% африканских студентов. Особенно интересен показатель возврата европейских студентов, который снизился от 36.9% до 25.7% на протяжении 30 лет.

Несомненно, существуют и другие показатели. Женщины несколько более склонны остаться в США, чем мужчины. Международные студенты, получившие степень бакалавра в США тоже более склонны остаться в США, как и студенты из высоко образованных семей. Специальность тоже играет свою роль, например, студенты со степенью в сельском хозяйстве (54.2%), образовании (48.5%) и социальных науках (44.1%) более склонны вернуться в страны происхождения, в то время как студенты в области биологии (19.3%), естественных наук (21.8%) и бизнеса (31.9%) менее склонны к этому.

Нужно отметить, что данные Исследования о присвоенных докторских степенях Национальной академии наук имеют определенные ограничения. Студенты обычно заполняют анкету, в которой задаются вопросы по поводу общей биографии, о полученных степенях образования и планах на будущее. Исследование подготавливается Национальным научным фондом и проводится программами магистратуры при вузах на общенациональном уровне. Студенты заполняют эти анкеты, когда сдают предварительно одобренные докторские диссертации. Некоторые респонденты могут быть не полностью уверены в своих планах на тот момент. К тому же, планы, указанные в Исследовании о присвоенных докторских степенях, могут не осуществиться. Например, некоторые студенты могут предпочесть продолжить обучение и научные исследования в вузе после докторантуры и возвратиться домой после этого по различным причинам. Другие, учитывая нынешнюю сложную ситуацию на академическом рынке труда, могут безуспешно искать работу. Поскольку Исследование о присвоенных докторских степенях учитывает только данные по докторантуре, вероятно, что эта группа выпускников, в основном, ищет академические позиции – у нас нет данных о показателях возврата выпускников MBA, бакалавров или магистров. Несмотря на эти ограничения, Исследование о присвоенных докторских степенях является самым достоверным инструментом на текущий момент.

Статистические данные об учебе за рубежом, приведенные здесь, относятся только к США, однако, вполне вероятно, что общая тенденция мобильности студентов схожа в других принимающих странах и, особенно, в основных англоязычных странах и крупных континентальных европейских странах. Различия, исходящие из иммиграционной политики, локальных рынков труда, относительной открытости системы образования и экономики, языков общения и других факторов, безусловно, влияют на уровень того, останутся ли выпускники в этих странах.

Тенденции и политические меры

Некоторые экономики и системы образования извлекли значительную выгоду от тенденций, указанных в этой статье. Например, предположительно четверть новых фирм в сфере высоких технологий в Силиконовой Долине была создана иммигрантами, многие из которых, получили высшие академические степени в США. Американские университеты, начиная от самых престижных учреждений и заканчивая общественными колледжами, имеют большое количество сотрудников из числа иммигрантов, и все больше из них занимают ведущие управленческие позиции.

Почему международные студенты, получившие степень доктора, приведенные в данных Исследования о присвоенных докторских степенях, выбирают остаться в США? В то время как каждый случай имеет свою историю, несложно определить основные причины. Невзирая на все текущие проблемы американских колледжей и вузов, условия для академической работы, включая заработную плату, считаются весьма приличными по международным стандартам. После завершения учебы в США, международные студенты уже знакомы с системой и часто могут обратиться к своим научным руководителям за помощью в трудоустройстве на местном рынке труда. Хоте некоторые страны, как Китай, и поощряют возвращение лучших выпускников на родину, такие программы невелики и служат только топ элите. Для многих, возвращение в академические учреждения на родине, которые могут быть иерархичны по структуре и слабо оснащены, не является заманчивой перспективой. В странах с развивающейся экономикой, академические заработные платы, как правило, невысоки и подработки на дополнительной работе часто необходимы для обеспечения уровня жизни среднего класса. Даже в самых элитных вузах Китая, получивших крупные денежные инвестиции и построивших впечатляющие кампусы, академическая среда часто является проблематичной для выпускников, знакомых с относительно открытыми и меритократичными вузами США или другими налаженными академическими системами. В то время как условия труда и заработная плата в сфере высоких технологий и бизнеса могут быть лучше в странах с развивающейся экономикой, остаются и другие проблемы. Попытки стран, таких как Китай и Индия, по привлечению выпускников на родину, по большому счету, не увенчались успехом. Некоторые из европейских стран, включая Германию, также принимают активные меры для мотивации своих студентов докторантов и пост докторантов возвращаться домой, но лишь с умеренным успехом.

Иммиграционная политика обеспеченных стран также играет ключевую роль. Несмотря на успехи Америки по удержанию своих международных выпускников докторантов, иммиграционная политика США до недавнего времени не была направлена ​​на смягчение условий для въезда высококвалифицированных специалистов. Даже сейчас, больше внимания уделяется объединению семей, увеличению разнообразия иммигрантов и другим факторам. Остается узнать, повлияет ли давление со стороны представителей области высоких технологий и других, на принятие решения о расширении возможностей для высококвалифицированных специалистов. Другие страны, в том числе Канада и Австралия, вполне сознательно преобразовали иммиграционную политику в пользу высококвалифицированных и образованных иммигрантов, и облегчили условия, для того чтобы международные выпускники могли остаться в стране и построить свою карьеру в ней. Европейские страны также движутся в этом направлении.

Заключение

Статистические данные, приведенные в данной статье, могут показаться неожиданными для некоторых читателей. Эти данные, скорее всего, являются неизбежным результатом глобализации и неравенства в высшем образовании, а также в уровне богатства и развития, которые продолжают оставаться между странами. Вполне справедливо предположить, что принимающие страны не особо озабочены этим дисбалансом, и действительно, большинство из них стараются укрепить свои преимущества в этой сфере посредством корректировок в политике сфер образования и науки, а также в иммиграционной политике. Если количество студентов, остающихся в странах обучения, служит признаком продолжающегося неравенства в глобальной системе знаний и высшем образовании, ей нужно будет достичь лучшего баланса и потребуется времени, ресурсов, а в некоторых случаях, и перемен в академических структурах и практиках. В то время как многое говорится о создании глобализацией «равных условий для всех», действительность показывает нечто совсем иное.



Назад в раздел