Мобильность китайских и индийских студентов-бакалавров: преимущества и недостатки



Рахул Чоудаха

Рахул Чоудаха – директор по научным исследованиям и консультационным услугам в Центре услуг по всемирному образованию, Нью-Йорк. Электронная почта: rchoudah@wes.org.

Недавний глобальный экономический кризис заставил многих пересмотреть модель финансирования государственного высшего образования. Три самые привлекательные для международных студентов страны – США, Великобритания и Австралия – все они претерпели бюджетные сокращения и теперь придают гораздо больше внимания целесообразности затрат и принципу самодостаточности.

В нынешние времена финансового стресса и поиска дополнительных источников дохода, международные студенты-бакалавры выступают в роли спасителей. Студенты-бакалавры менее зависимы от финансовой помощи, так как они обычно спонсируются своими семьями и представляют собой более длительный источник дохода (четыре года) по сравнению с магистратурой (два года). Именно поэтому страны с большим источником студентов, такие, как Китай и Индия, приобрели ключевую роль в рамках набора международных студентов.

Масштаб и контрастирующие модели

Учитывая то, что более 700,000 китайских и индийских студентов обучаются в зарубежных высших учебных заведениях, каждый третий глобально мобильный студент является выходцем из одной из этих двух стран. В США в период между 2000/2001 и 2010/2011 годами контингент международных студентов увеличился почти на 175,000, и почти 84% из этого прироста пришлись на долю студентов из Китая и Индии. Эти цифры демонстрируют масштаб и роль этих двух стран в международной студенческой мобильности.

В своей предыдущей статье «Стимулы мобильности китайских и индийских студентов» (журнал МВО, выпуск №62, 2011) я утверждал, что увеличение мобильности китайских и индийских студентов можно объяснить комбинацией факторов спроса и предложения. С точки зрения предложения, возросла способность позволить себе зарубежное образование, вместе с тем расширились границы образования в целом. С точки зрения спроса, применение агрессивных методов информирования и использование более широкого спектра методов по привлечению студентов университетами положительно повлияло на мобильность студентов из Китая и Индии.

Тем не менее, описанное сходство между Китаем и Индией в аспекте масштаба и прочих факторов на этом завершается, и проявляются контрастирующие модели мобильности. Основное отличие заключается в том, что на уровне бакалавриата Китай имеет гораздо более сильный импульс прироста, нежели Индия. Контрастирующая модель ясна при сопоставлении 8-процентного убытка индийских студентов-бакалавров и 43-процентного прирост китайских студентов в США. Другими словами, это означает прирост в 17,055 китайских студентов по сравнению с убытком в 1,188 индийских студентов-бакалавров. Таким образом, на каждого индийского студента приходятся четыре студента-бакалавра из Китая.

Эти различия приобретают особое значение, учитывая экономические проблемы, с которыми сталкиваются государственные вузы, и их поиск международных студентов-бакалавров, у которых тоже ограниченные бюджеты. Однако являются ли эти тенденции относительно китайских и индийских студентов-бакалавров устойчивыми, и какие могут быть будущие тренды?

Обратная тенденция к 2015 году?

Я ожидаю, что, начиная с 2015 года, рост рынка студентов-бакалавров в Китае и Индии изменится в обратную сторону. С этого времени Индия станет главной страной прироста по привлечению международных студентов-бакалавров, в то время как Китай станет терять свой импульс прироста. Однако в ракурсе абсолютных чисел контингента студентов-бакалавров Китай будет по-прежнему впереди Индии. Предположение о перемене этой тенденции основывается на четырех взаимосвязанных факторах.

Демографические изменения. Согласно данным переписи США, предполагается сокращение населения Китая в группе от 15 до 19 лет, что будет означать уменьшение молодежи, обучающейся в вузах, на 18 миллионов человек. В то же время предполагается увеличение индийской молодежи, обучающейся в вузах, на 5 миллионов человек, или 5%, в тот же период времени. Это означает, что в 2015 году в Индии будет почти на 20 миллионов больше молодежи в группе от 15 до 19 лет, обучающейся в вузах, чем в Китае. Таким образом, демографические тренды в Китае и Индии повлияют на приток потенциальных студентов-бакалавров.

Студенты, обучающиеся за свой счет. Китай уже превосходит Индию по обеспеченности и численности среднего класса, который способен оплачивать зарубежное обучение по бакалавриату.Например, в 2010 году в Китае было 535,000 людей с инвестиционными активами в 1 миллион американских долларов или больше, в то время как в Индии их было только 153,000. Более того, политика одного ребенка на одну семью в Китае позволяет концентрировать семейные ресурсы на одном ребенке. Однако дети из обеспеченных индийских семей среднего класса, родители которых начали работать в индустриях новой эры, таких, как информационные технологии, в середине-конце 1990-х, будут выпускаться из школ, начиная с 2015 года. Этот сегмент студентов, обучающихся за свой счет, будет требовать качественного образования и будет иметь возможность позволить себе международное обучение по бакалавриату.

Темпы образовательных реформ. И Китай и Индия имеют свои проблемы по балансированию качества и доступности высшего образования. Учитывая опыт Китая, агрессивно расширяющего систему высшего образования и приветствующего зарубежные вузы, у него больше шансов улучшить качество высшего образования. Эта реформа предоставит больше качественного выбора китайским студентам дома, без выезда за рубеж. В то же время темпы реформ в Индии очень медленны и больше находятся под влиянием политиканства, нежели образовательной политики. Маловероятно, что высшее образование Индии будет поспевать за спросом на качественное образование. Эта неспособность поглощать спрос будет увеличивать количество индийских студентов, обучающихся за свой счет, которые будут стремиться к качественному образованию за рубежом.

Беспокойство кампусов. Если учитывать чрезмерную зависимость от китайских студентов-бакалавров, то возникает вопрос о диверсифицированности и многообразии кампусов и роли агентов, стоящих за этим приростом. В недавней статье «Китайская головоломка» в газете «Хроники высшего образования» упоминается о большом количестве китайских студентов в некоторых кампусах, особо отметив, что то, что на первый взгляд выглядит благом и для вузов и для студентов, при более детальном изучении вызывает больше вопросов для обоих из них. Относительно агентов в статье пишется: «Хотя агенты и играют роль представителей вузов, рекламирующих их на образовательных ярмарках и переманивающих абитуриентов, это не является гарантией того, что вузы имеют полную информацию об абитуриентах, или о достоверности их оценок и набранных баллов». Беспокойство кампусов в таких вопросах, как разнообразие контингента студентов и потенциальная угроза прозрачности процесса набора студентов из-за мошеннической деятельности агентов может стать причиной меньшей зависимости от китайских студентов.

Заключение

В сфере государственного высшего образования самых привлекательных для международных студентов стран наблюдается переход к самодостаточности, что создает дополнительную мотивацию по привлечению большего числа международных студентов-бакалавров в качестве источника дополнительного дохода. В Китае и Индии, являющихся странами с большим числом международных студентов-бакалавров, ожидаются расхождения в тенденциях, начиная с 2015 года. Учитывая тот факт, что набор студентов-бакалавров требует значительного отбора и налаживания взаимоотношений, вузам следует начать готовиться к этим изменениям. Однако вузам не следует из-за финансовых проблем и в погоне за количеством студентов пренебрегать качеством набора студентов, прозрачностью процесса приема студентов и разнообразием контингента студентов.



Назад в раздел