Заработная плата профессорско-преподавательского состава и контракты: что мы о них знаем?



Филип Г. Альтбах

Филип Г. Альтбах является стипендиатом профессуры Монана и директором Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. E-mail: altbach@bc.edu. Иван Ф. Пачеко – научный ассистент Центра международного высшего образования Бостонского колледжа. E-mail: pacheciv@bc.edu.

Данные, представленные в этой статье, взяты из книги «Оплачивая услуги профессорско-преподавательского состава: сравнительный анализ мирового опыта выплаты компенсаций и заключения договоров» под редакцией Филиппа Г.Альбаха, Лиз Рейсберг, Марии Юдкевич, Григория Андрющака и Ивана Ф.Пачеко (Нью-Йорк: Роутледж, 2012). Дополнительную информацию можно получить на сайте проекта (http://acarem.hse.ru). Данное исследование стало результатом сотрудничества Центра международного высшего образования Бостонского колледжа и Лаборатории институционального анализа Научно-исследовательского национального университета – Высшей школы экономики (Россия, Москва).

Заработная плата, условия приема на работу профессорско-преподавательского состава и его продвижения по службе являются залогом благосостояния академической профессии и ее вклада в развитие вузов. При неадекватной оплате труда привлечение «лучших из лучших» в академическую среду будет невозможным, а те кто будет преподавать, будут вынуждены подрабатывать, что будет отвлекать их внимание от академической деятельности. К тому же без должных и надежных контрактов и условий назначений нет гарантии академической свободы или же надежды на стабильную, или удовлетворительную карьеру. Более того, в условиях глобализации уровень заработных плат преподавателей в одной стране оказывает влияние на академическое сообщество в других регионах, так как преподаватели мотивированы работать там, где уровень заработных плат и условий труда наиболее привлекательны.

Однако на сегодняшний день доступно лишь ограниченное количество исследований на эту тему, как на уровне конкретных стран, так и на уровне сравнительного обзора. Проведение сравнительных исследований по вопросам ППС в разных странах – занятие не из легких, так как зачастую сбор данных не так уж и легок, к тому же, курсы валют и уровень жизни различаются среди стран. Данные, представленные в этом исследовании, производились на основе валютного паритета, что позволило сделать более реалистичные сравнения уровня заработных плат. Этот проект раскрывает ключевые тенденции в 28 различных странах на всех континентах.

Заработная плата и вознаграждение

Неудивительно, что данное исследование выявило существенные различия в размере заработной платы ППС по всему миру. Как правило, в экономически более благополучных странах заработная плата ППС является самой высокой. Тем не менее, между ними существуют значительные различия. Так, в академических системах англоязычного мира заработные платы обычно выше по сравнению с континентальной Европой. В России и в странах бывшего Советского Союза заработная плата довольно низкая, несмотря на то, что их экономика является относительно благополучной. В результатах исследования, было несколько сюрпризов. Например, в Индии показатель по заработным платам оказался сравнительно высоким. С другой стороны, в Китайской Народной Республике (КНР), где вкладываются значительные инвестиции в систему высшего образования, особенно в развитие исследовательских университетов, средний оклад ППС остается довольно низким.

Также было выявлено, что во многих странах зарплата сама по себе не передает полной картины выплачиваемых компенсаций. Полный пакет вознаграждений ППС зависит также от других выплат и субсидий со стороны вузов и других источников, что и определяет полную сумму вознаграждения. Например, китайские университеты обеспечивают целый комплекс льгот и дополнительных выплат своим преподавателям за публикацию статей, проведение дополнительных экзаменов и участие в других видах работы (работах) университета. Только в Северной Америке и Западной Европе заработная плата является основным источником дохода ППС, в то время как в других регионах это далеко не всегда так.

Во многих странах размер заработной платы настолько низок, что его недостаточно для обеспечения уровня жизни среднего класса в локальных условиях. Это, в свою очередь, требует от ППС поиска дополнительного источника заработка. Во многих из этих стран, работа по совместительству является обычной практикой. Большое число ППС преподают в нескольких вузах. На самом деле стремительно разрастающийся частный сектор высшего образования во многих странах зависит от ППС, работающих, главным образом, в государственных вузах.

Контракты

Порядок и условия назначения ППС, равно как и последующие возможности профессионального роста и продвижения по службе, предлагаемые академической профессии, также имеют ключевое значение. Лишь немногие из 28 стран, охваченных этим исследованием, предлагают ППС контракт на постоянной основе, ослабляя тем самым гарантии академической свободы и возможности постоянной занятости. Соглашения о бессрочном контракте ППС, предоставляемые преподавателям после тщательной оценки результатов их труда, похоже, распространяются только на США, Канаду, Австралию, Нидерланды и Южную Африку (среди стран, принявших участие в данном исследовании). Например, в Саудовской Аравии местным академическим кадрам предоставляются бессрочные контракты в момент приема на работу. В некоторых странах континентальной Европы преподавателям, работающим в государственных вузах, предоставляется статус государственных служащих, что обеспечивает значительную стабильность трудоустройства. Фактически во многих странах лишь немногие из ППС освобождаются от занимаемой должности и подвергаются серьезной оценке. Бессрочная служба существует для большинства преподавателей де-факто, предоставляя долгосрочное трудоустройство, но без четких гарантий или же серьезной оценки их труда.

Существует ряд важных различий в требованиях к приему ППС или же (в случае наличия) квалификации на бессрочную службу. Во многих странах докторская степень является необходимым условием для получения звания профессора в вузе. В некоторых европейских странах (Чехии, Франции, Германии и России) необходима хабилитация – схожая с докторской диссертацией – в дополнение к докторской степени для получения звания профессора. В других странах достаточно иметь степень бакалавра для приема на должность преподавателя вуза. В странах где нет необходимости в степени PhD наблюдается тенденция требования более высоких квалификаций, и степень магистра часто становится необходимым минимумом, даже если это не предусмотрено законодательством.

Международная мобильность

Среди стран, предоставляющих наилучшие зарплаты, некоторые из них выигрывают за счет притока преподавателей из менее обеспеченных государств. Австралия, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия и США выигрывают больше всего от миграции академического таланта. В контрасте с этим многие из стран, предоставляющих наименьшие зарплаты, считаются «странами-отправителями», и некоторые из них (Армения, Эфиопия, Израиль и Нигерия) учредили специальные программы, в которых повышение заработной платы и улучшение условий труда являются частью стратегии по привлечению или сохранению национальных и международных ученых кадров. В стремлении к созданию систем образования мирового класса Китай и Саудовская Аравия проводят агрессивную политику привлечения как зарубежных преподавателей, в основном, из англоязычных стран, так и своих собственных экспатриатов. В случае Китая этот процесс привел к большому разрыву между зарплатами местных и зарубежных/репатриированных преподавателей. Некоторые страны являются одновременно «странами-получателями» и «странами-отправителями». Например, Южная Африка привлекает преподавателей из других африканских стран, но в то же время часто сама страдает от «утечки мозгов» в англоязычные страны, в такие, как Великобритания, Австралия и США.

Заключение

Данное исследование освещает широкую гамму реалий для академической профессии. Некоторые страны предоставляют адекватную заработную плату и обеспечивают безопасную и прозрачную систему карьерного роста ППС. Англоязычные страны, рассмотренные в рамках данного исследования – Канада, Великобритания, Австралия, в некоторой степени Южная Африка и США – относятся к этой категории стран. Страны Западной Европы, предоставляющие статус государственных служащих преподавателям вузов, в большинстве случаев обеспечивают неплохие условия труда и денежные компенсации. Но даже в этих странах уровень дохода ППС вузов неадекватен по сравнению с доходом других высокообразованных профессионалов. Что касается остальных стран, и это включает в себя Россию и страны СНГ, Китай, Латинскую Америку (кроме Бразилии) и Нигерию, то в этих странах уровень заработной платы низкий, и в академических контрактах часто недостает прозрачности. Исключением является Индия, которая предоставляет достаточно высокие зарплаты преподавателям.

Сравнительный анализ в глобальном измерении выявляет ряд реалий, и только немногие из них весьма привлекательны для ППС. Эта ситуация, по крайней мере, в контексте 28 стран, рассмотренных в данном исследовании, является наиболее проблематичной для стран, расположенных в центре глобальной экономики знаний. Для преподавателей в странах с достаточно низкими заработными платами, таких, как Китай, Россия, Армения или Эфиопия, академическая профессия переживает кризис. В целом, похоже на то, что ППС не являются элитой в нынешней экономике знаний. Скорее, они рассматриваются в качестве части квалифицированной рабочей силы, которая необходима экономикам данных стран.



Назад в раздел