Экономический рост и политика высшего образования в Бразилии: Есть ли взаимосвязь?
Саймон Шварцман – Президент Института по изучению труда и общества (InstitutodeEstudosdoTrabalhoeSociedade) в Рио-де-Жанейро, Бразилия. E-mail: simon@iets.org.br.
Сегодня Бразилия является одним из немногих «восходящих экономических лидеров» в мире. Как страна, стремящаяся стать ведущим игроком на международной арене, Бразилии нужны хорошие университеты, способные производить качественных ученых и инженеров, необходимых для сохранения сегодняшнего импульса развития. Поэтому, чтобы повысить университетские стандарты и улучшить качество высшего образования, стране требуется четкая образовательная политика с конкретными приоритетами. Однако, в противоположность от предположений и ожиданий внешних наблюдателей, Бразилия не имеет такой стратегии.
Бразилия прошла через несколько циклов стремительного экономического роста в 1930-е годы, в период после Второй мировой войны, в 1970-е годы и вновь после 2002 года. Каждый из этих циклов можно объяснить благоприятными внешними условиями: доходами, полученными от сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, притоком иностранных инвестиций и использованием этих ресурсов для финансирования растущего государственного сектора, устойчивым перемещением населения из сельской местности в городские центры, а также формированием растущего внутреннего потребительского рынка. Этим событиям предшествовала внутренняя реорганизация экономики, контроль над динамикой инфляции и возросшая способность правительства поднимать налоговые ставки Бразилии в конце 1960-х, и недавно в 1990-е годы. Ни в одном из этих циклов развития невозможно установить зависимость между инвестициями в сферу образования, науки и технологии и экономическим ростом в стране. Наоборот, эта зависимость выглядит обратной: с увеличением ресурсного накопления, правительство стало щедрее и охотно реагировать на требования зарождающегося среднего класса (получать больше выгод от экономического роста), в том числе требование свободного доступа к образованию. Таким образом, существующая сеть федеральных университетов была создана во время экономического подъема после Второй мировой войны, а современная система послевузовского образования, исследований и технологий была сформирована в конце 1970-х годов, перед самым завершением периода «экономического чуда» предыдущих лет.
Экономический успех последних 10 лет был вызван, главным образом, макроэкономической стабильностью, достигнутой в конце 1990-х годов, благоприятной ситуацией в сфере международной торговли (прежде всего благодаря Китаю), а также ростом малых секторов экономики – в основном, агробизнес и горнодобывающие компании. Экономическая стабилизация, высокие процентные ставки и переоцененная национальная валюта привлекли в Бразилию иностранные инвестиции, создавая еще больше рабочих мест и повышая занятость среднего класса.
Повышение государственных расходов и образование
С устойчивым ростом экономики на уровне 4-5%% в год, государственные расходы увеличились почти до 40 % ВВП; большая часть которых шла на покрытие социального обеспечения, оплаты труда государственных служащих и обслуживание государственного долга. Благодаря расширяющейся налоговой базе, увеличились поступления в федеральный бюджет, которые частично распределялись по разным слоям населения: бедным – путем увеличения минимального размера заработной платы и через программу денежных переводов; государственным служащим – путем увеличения их заработной платы и социальных пособий (при этом увеличив их численность); богатым – путем предоставления субсидий и щедрых контрактов для общественных работ и услуг; и политическим союзникам правительства – путём патронажа и проявления терпимости к коррупции. Для среднего класса выгода заключалась в увеличении доступа к бесплатному высшему образованию в государственных и частных вузах и применении «позитивной дискриминации», как ответ на требования организованных социальных движений.
Ни одна из этих мер, предпринятых правительством, не предусматривала проведение национальной политики в области обеспечения качества высшего образования и эффективной и экономически актуальной научно-технологической политики. Сегодня Бразилия тратит около 5% своего ВВП в сферу образования, главным образом, обеспечение базовых и средних школ, реализуемое штатами и местными властями. Несмотря на недавние инвестиции в государственные университеты, эти ассигнования охватывают лишь 25% университетского контингента. Хотя некоторые вузы и профессиональные школы предоставляют образование хорошего качества, большинство из них не могут похвастаться этим; в стране отсутствует сам механизм стимулирования качества. Государственная оценка качества образования нацелено лишь на низкорейтинговые частные медицинские и юридические вузы, что вызвано давлением со стороны профессиональных корпораций. В Бразилии продолжает расширяться сфера послевузовского образования и исследований, главным образом, в штате Сан-Паулу, в отдельных федеральных университетах и в сети федеральных исследовательских институтов. Сегодня сектор научно-исследовательского и послевузовского образования Бразилии является крупнейшим во всей Латинской Америке. Однако большинство проводимых исследований носит преимущественно академический характер и слабо связан с экономическими и социальными потребностями страны.
Однако в стране имеются и несколько успешных примеров работы исследовательских центров: например, успешная бразильская авиастроительная компания Embraer, которая отделилась от Авиационного института технологий, являющегося технологическим и инженерно-исследовательским центром военно-воздушных сил Бразилии. Последние достижения сельского хозяйства страны частично связаны с новыми сортами сельскохозяйственных культур, выведенными сельскохозяйственным исследовательским агентством Бразилии Embrapa. Национальная служба индустриального обучения SENAI – профессионально-образовательное агентство, управляемое Федерацией промышленности – имеет успешную историю подготовки специалистов для промышленного сектора. Примечательно, что все перечисленные структуры не находятся в ведении Министерства образования или Министерства науки и технологий Бразилии.
В целом, с ростом экономики и модернизации бразильского общества в стране произошло расширение учреждений образования как в количественном, так и в качественном отношении. Очевидно, что сфера высшего образования не смогла бы расшириться без экономического роста в стране. Именно развитие экономики повлекло за собой развитие образования, хотя не стоит исключать, что в будущем может произойти обратная связь.
Будущее
В будущем ситуация может в корне измениться. Для более развитой и сложной экономики требуются квалифицированные население и актуальные исследования. Уже сегодня есть признаки того, что в некоторых компаниях Бразилии чувствуется нехватка квалифицированных инженеров и среднего технического персонала. Эта нехватка в транснациональных компаниях выражается в импорте квалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Чтобы ответить на сегодняшние вызовы, бразильское высшее образование должно изменить свои приоритеты и трансформировать неконтролируемое расширение сферы образования в качественную и дееспособную систему, и это нелегкая задача.
Назад в раздел