Чего ожидает бизнес от высшего образования: взгляд на Индию



Дэниел Лэви – почетный профессор Университета штата Нью-Йорк в Олбани. E-mail: dlevy@albany.edu.

Журнал Международное высшее образование время от времени публикует статьи от PROPHE – Программы по исследованию частного высшего образования (The Program for Research on Private Higher Education), которая находится в Университете Олбани.

В ноябре 2011 года Федерация торгово-промышленных палат Индии (Federation of Indian Chambers of Commerce and Industry (FICCI)), которая позиционирует себя как Голос промышленности за политические изменения, организовала большую конференцию о будущем высшего образования Индии. В конференции участвовали представители бизнес структур Индии и частного высшего образования. Федерация представила взгляд бизнес структур на высшее образование и подходящие политические программы относительно будущего высшего образования Индии.

Основные принципы Федерации схожи с мнениями, которые были высказаны в ходе семинара, посвящённому ориентированному на бизнес высшему образованию год назад на Филиппинах. Очевидно, взгляды Федерации совпадают с мнениями бизнес структур многих развивающихся стран. Эта точка зрения может быть в общих чертах охарактеризована как либеральная модернизация, а совпадающие друг с другом аспекты, как правило, часто называют неолиберальными. Это выражается в программе развития, приоритетном внимании частному высшему образованию, академической модернизации, и ограниченном государственном регулировании.

Рост
Бизнес сообщество, как и само общество, заинтересовано в быстром и значительном расширении высшего образования в Индии. На самом деле уже имеет место хороший результат – на данный момент количество студентов составляет 14,6 миллионов. Однако это увеличение незначительно отразилось на общем показателе возрастной группы студентов и составило 13,8%, что значительно ниже показателя Китая. В 2000 году этот показатель был равен 10%. Федерация поддерживает государство в его цели достичь 30% студентов от возрастной группы к 2020 году.

Федерация считает что, значительный дальнейший рост необходим для экономики знаний, национального развития и для развития бизнеса. Этот рост должен включать значительное расширение высококачественного высшего профессионального образования и науки. Федерация сожалеет, что многочисленные факторы дефицита в системе высшего образования, таких как инфраструктура и достаточное число квалифицированных преподавателей, влияют на расширение сектора высшего образования.

Частный сектор
Несмотря на то, что Федерация поддерживает расширение обеих секторов, как частного, так и государственного высшего образования, основной фокус делается на частное высшее образование. По сравнению с другими данными, вероятно доля частного высшего образования, которая составляет 30% от общего контингента студентов, является хорошим показателем. Несомненно, в таких странах как Индия и Китай, рост частного высшего образования заметен, принимая во внимание колоссальный рост численности населения.

Изменчивость данных о частном высшем образовании является результатом множества факторов, включая отсутствие централизованного плана для сектора, быстрого расширения, огромного разнообразия типов учебных заведений, а также неточного определения категорий учебных заведений. Университеты с большой автономией (deemed university), профессиональные вузы, бизнес группы, частные учебные заведения и различные формы международных партнерств являются формами высшего образования, которые содержат компонент частного высшего образования. Наиболее впечатляющая обстановка в росте частного сектора заключается в профессиональных прикладных областях, таких как инженерия и менеджмент. Большинство университетов с большой автономией являются частными. Международные партнерства больше характерны для частных учебных заведений, чем для государственных. В частном секторе, который не получает государственные субсидии, наблюдается большой пропорциональный рост контингента студентов.

Федерация поддерживает и выступает за расширение числа различных учебных заведений в высшем образовании. Федерация открыто заявляет, что она за увеличение количества существующих учебных заведений и за создание, как новых заведений, так и новых видов учебных заведений. Федерация также поддерживает расширение государственных высших учебных заведений, созданных на основе законодательства Индии, их автономность и гибкость. Федерация с энтузиазмом наблюдает за темпами их роста: только за последние пять лет было создано 94% частных университетов в штатах.

Академическая модернизация
Ожидания бизнес структур от высшего образования базируются на обоих секторах. Яркие примеры включают улучшенное академическое качество, актуальность на рынке труда и интернационализацию. Тем не менее, бизнес структуры свидетельствуют об изменениях в государственном секторе, что можно увидеть в частичной приватизации. Однако Федерация предусматривает выравнивание финансирования студента, т.к. пока государственное финансирование студентов предусмотрено только для государственных учреждений.

Федерация проявляет озабоченность по поводу низкого качества обучения во многих частных учреждениях, которые часто называют "поглощенными спросом". Эта озабоченность вызвана беспрецедентным ростом в количестве вузов от 11,146 в 2001 году до 31,324 сегодня. С другой стороны, большая часть внимания Федерации концентрирована на верхней части частного высшего образования, которую мы именуем «полу-элитами». Индийские бизнес структуры имеют глобальную важность для развития страны и создания университетов «мирового уровня». Эти университеты были бы более самодостаточны по сравнению с нынешними вузами, и они были бы как частными, так и государственными.

Государственный контроль
Федерация изо всех сил старается объяснить, что бизнес не является противником установленных правил. Реальные проблемы низкого качества и мошенничества это - законные цели для государственного контроля. Государственный контроль, который направлен на прозрачность и помощь студентам приветствуются. Стремясь защищать и продвигать частное высшее образование, бизнес сообщества не хотят, чтобы некоторые проблемы испортили статус и легитимность этого сектора в индийском высшем образовании, в целом.

Однако Федерация придерживается позиции, что государственный контроль должен быть ограничен. Плачевная реальность такова, что существуют «множество органов контролирующих и множество правил контроля». Изобилие правил и контроля подрывают автономию, которая необходима вузам для создания своих путей развития и менеджмента. Поэтому частное высшее образование страдает от избытка государственного контроля и нехватки адекватного управления. Опираясь на критические отзывы бизнес сообществ о государственном контроле частного сектора, Федерация заявляет, что считает излишним контроль по затратам на внутренние потребности. Например, такие требования как наличие компьютерной лаборатории противоречат реальной ситуации, так как студенты используют свои портативные компьютеры. Подобный контроль затрат на внутренние потребности только негативно отражаются на росте, развитии инновации, и диверсификации частного высшего образования.

Возможно, в политических целях Федерация иногда формирует свои претензии, в связи с гипер-государственным контролем высшего образования в Индии. Собственники многих частных учреждений считают, что правительство враждебно настроено к частному сектору. Хорошим примером является законопроект о недобросовестной практике, который находится на рассмотрении в парламенте. Федерация также обращается к правительству с просьбой отменить государственные ограничения относительно зарубежных провайдеров (законопроект 2007 года, который до сих пор не принят) и коммерческих организаций. Бизнес сообщество видит как оба ограничения подрывают приток частных инвестиций и конкуренцию.



Назад в раздел