Расширение доступа в сфере высшего образования Ганы и Танзании
Луиза Морли – профессор Центра исследований высшего образования и справедливости в Университете Сассекса, Великобритания. E-mail: L.Morley@sussex.ac.uk. Для дополнительного анализа, см. www.sussex.ac.uk/education/cheer/wphegt.
Задачей данной статьи является выявление вопроса о том, насколько эффективно функционирует политика в сфере расширения доступа к высшему образованию в странах Африки южнее Сахары. Это было одним из ключевых вопросов, рассматриваемых в научно-исследовательском проекте «Расширение доступа высшего образования в Гане и Танзании: разработка системы показателей справедливости». Научные коллективы в Университете Сассекса (Великобритания), Университете Кейп-Коста (Гана) и Университете Дар-эс-Салама (Танзания) обнаружили, что политика в сфере высшего образования направлена на увеличение общего числа студентов, особенно женщин. Тем не менее, они отметили, что, как показало исследование образовательных программ в одном государственном и одном частном университете Ганы и Танзании, малообеспеченные студенты и взрослые студенты по-прежнему отсутствуют во многих из них. Университеты, участвующие в данном исследовании, предоставляли квоты для студентов из малообеспеченных семей, но не смогли заполнить их места или контролировать количество студентов, обучающихся и завершающих обучение. Студенты, которые сумели поступить в университет, поделились своими полезными взглядами об их жизненном опыте.
Студенческие голоса
Первая стадия исследования состояла из проведения интервью с 200 студентами об истории их жизни, по следующим вопросам: опыт обучения на начальном, среднем и высшем уровнях образования, мотивация, адаптационный переход, поддержка, принятие решений, первые впечатления о высшем образовании, влияние высшего образования на их жизнь и планы на будущее. Студенты с различным социальным профилем, включая недостаточно представленные группы, такие как женщины, взрослые, студенты с низким социально-экономическим статусом, и студенты-инвалиды, обсуждали свой опыт поступления и обучения при получении высшего образования. Финансовые вопросы поднимались на протяжении всего исследования. Многие студенты, особенно с низким социально-экономическим статусом, сообщили, что их обучение полностью зависело от студенческих ссуд и стипендий. Взрослые студенты, зачастую с обширными семейными обязанностями, сообщили о трудностях и стрессах при заработке во время обучения.
Факты выявили множество преданных и заботливых людей, работающих в сфере высшего образования, в обеих африканских странах, и студенты высоко оценили поддержку, которую получили от преподавателей, консультантов и советников. Тем не менее, значительное число студентов жаловалось на низкое качество обучения и отсутствие учебных ресурсов и условий для учебы, в том числе библиотек и информационных технологий. Студенты с ограниченными возможностями особенно страдают от зачастую недоступной материально-технической базы низкого стандарта. Многие студенты сообщили о проблемах с большими группами и переполненными аудиториями и выразили желание посещать крупномасштабные лекции, он считают, что нужно больше интерактивных и интересных методик преподавания.
Вопрос оценки успеваемости студентов привлек много внимания. Он не только стал основным вопросом для значительного обсуждения, но многие студенты считали, что сам процесс оценки их успеваемости зачастую был сомнительным и нетранспарентным. Общая проблема заключалась в том, что преподаватели не были подотчетны какой-либо обширной процедуре обеспечения качества и зачастую принимали односторонние, запоздалые и непоследовательные решения об оценках и содержании учебных программ.
Гендерное неравенство
Трансформирующий потенциал высшего образования и его важная роль были отмечена многими студентками в обеспечении финансовой независимости, профессиональной реализации и статуса. Однако, в то время как число женщин, обучающихся на программах бакалавриата, росло, параллельно поднимались вопросы по поводу гендерного неравенства и дискриминации, которыми многие женщины пережили во время учебы после поступления. Сексуальные домогательства обсуждались сотрудниками и студентами обеих стран, особенно в отношении давления на студенток со стороны некоторых мужчин-преподавателей, которые требовали секс в обмен на оценки. Это привело к чрезвычайным трудностям среди студенток и сказывалось на их физическом и психическом состоянии и сдерживало их от обращения за учебной поддержкой к младшим преподавателям мужского пола или от активности в аудитории.
Женщины также рассказали о сексуальном и социальном давлении со стороны студентов мужского пола, которые заставляли студенток делать домашнюю работу по приготовлению пищи, стирки и т.д. Такие домогательства отвлекали женщин от учебы и оставляли их с ограниченными возможностями по ведению нормального образа жизни. Наличия парня было обязательной нормой, а тех женщин, которые не поддались такому давлению, клеймили позором и/или игнорировали.
Стать «кем-то»
Несмотря на частые и серьезные опасения по поводу качества и опасностей высшего образования, студенты, как правило, считали, что высшее образование способствовало изменению их социальной значимости и потенциала. Для многих высшее образование представлялось как средство становления «кем-нибудь» в обществе. Они сообщили, что, студенчество усилило их чувство самоуважения и чувство собственного достоинства, и многие хотели бы использовать их новообретенный социальный и интеллектуальный капитал в целях национального экономического и социального развития страны. Другие просто хотели «хорошей жизни» и рассматривали образование как способ «побега» из сельской и городской бедноты. Любой отрицательный опыт легко стирался их стремлением добиться успеха в обществе, где студенты считают, что статус выпускника гарантировал им комфортный образ жизни. Многие хотели продолжить и получить послевузовское образование.
Делать больше с меньшими возможностями
Интервью с двумя сотнями сотрудников и политиков часто подчеркивало проблемы масштабности и то, как политика в области расширения доступа образования велась без дополнительных ресурсов. Они обширно обсуждали влияние бедности на доступность образования и решающую роль системы кредитования образования в обеспечении малообеспеченных студентов доступом к образованию и успешного завершения ими учебы. Они предположили, что такие проекты, как «Образование для всех» и Цели развития тысячелетия ООН, должны быть более интегрированы в политику в сфере высшего образования. В настоящее время все внимание образовательной политики, в основном, направлено на доступность начального образования для социально незащищенной молодежи, а не высшего образования.
Присутствовало определенное чувство гордости за увеличение количества женщин среди студентов, особенно в программах естественных наук. Многие из респондентов исследования считают, что это может быть связано с содействием проекта «положительной дискриминации», который был введен при финансовой поддержке международных доноров. Тем не менее, многие отметили отсутствие эффективных данных и систем управления информацией, которые могли бы им позволить контролировать и оценивать доступ, удержание студентов в вузе и успеваемость различных групп студенчества.
Сопоставление неравенства
Отличительной особенностью исследования заключалась в разделении интервью от статистических данных. Сто показателей справедливости были составлены, в основном, из необработанных данных о приеме/доступе при поступлении, удержании студентов в вузе, окончании обучения, академической успеваемости по четырем программам обучения в соответствии с тремя структурами неравенства: пол, социально-экономический статус и возраст. Данные выявили нюансы в представлении о взаимосвязанных эффектах гендерных, возрастных и социально-экономических различий и осветили ряд фактов, которые часто противоречили изложению оценочных фактов. В большинстве программ были всего несколько (или вообще не было) студентов с низким социально-экономическим статусом. Студенты с низким социально-экономическим статусом обучались, как правило, по редко востребованным специальностям на рынке труда. Однако при получении возможности поступления в вузы, студенты с низким социально-экономическим статусом реже отчислялись, а также демонстрировали такую же академическую успеваемость, а иногда и лучше других в группе. Группой с наибольшим риском отчисления из вуза были студенты зрелого возраста. Женщины, особенно с низким социально-экономическим статусом и взрослые женщины, по-прежнему были недостаточно представлены в программах естественных наук, но большее количество женщин поступало в частные, нежели в государственные университеты.
Данный исследовательский проект показал все еще существующую корреляцию между бедностью и доступностью к высшему образованию. Неравное географическое распределение и некоторые архаичные формы доступа к высшему образованию были обнаружены в обеих странах. Глобально уровень доступности высшего образования растет, но не во всех социальных группах стран. Для многих расширение доступности рассматривалось в связи с количественным изменением одной конкретной группы, как правило, женщин, в программах естественных наук. Также наблюдается отсутствие политического воздействия на качественный опыт студентов, которые когда-то поступили в вуз, на учет контроля результатов обучения, в том числе удержания и завершения обучения, или на взаимообусловленность социальной значимости. Полученные результаты подняли вопрос о необходимости построения взаимосвязи между качеством и равенством и о том, как следует рассматривать ценность высшего образования с точки зрения распределения богатств, снижения бедности и создания материальных благ.
Назад в раздел