Менеджмент и руководство африканскими университетами в глобализированном мире



Пиус Коксуелл Ачанга – сотрудник Департамента по обеспечению качества в Национальном совете по высшему образованию Уганды. E-mail: pius_achanga@yahoo.com.

Сегодня лидеры африканских стран сталкиваются с необходимостью выявления самых важных аспектов управления университетами в глобализированном мире. В XXI веке управление и менеджмент университетов представляет настоящий вызов для многих стран, с учетом их усложнённости: управление многогранными/неоднородными вузами с крупным бюджетом и эффекты трансграничного образования. В данной статье обсуждается необходимость руководителей африканских университетов проходить профессиональную подготовку в области управления вузами, как одно из первых условий. Если в 1960 году в Африке насчитывалось 20 университетов, то сегодня их число (государственных и частных вузов) превышает 500. Резкий количественный рост университетского сектора связывают с рядом факторов: распространением всеобщего школьного образования, а также с восприятием высшего образования как прибыльного и рентабельного «товара». Однако с ростом числа университетов возникает большой спрос на компетентное руководство, способное грамотно управлять университетами.

Вызовы перед руководством вузов
В большинстве африканских стран отбор руководителей и менеджеров университетов осуществляется на основе академических достижений претендентов и одобрения их кандидатур правительством страны. На позиции высшего руководства университета (такие как вице-канцлеры и ректоры) могут претендовать признанные в стране ученые. Хотя такая практика считается позитивной, в действительности также заслуживает внимания проведение специальных тренингов для потенциальных руководителей вузов, позволяющих научиться справляться с задачами. В Уганде не так много вице-канцлеров, прошедших тщательные программы подготовки менеджмента и руководства, и лишь некоторые из этих программ учитывали местный африканский контекст. Между тем, большинство африканских вице-канцлеров сталкиваются с многочисленными административными и кадровыми проблемами.

Появление частных провайдеров образования
В африканском контексте произошло появление новых провайдеров в университетском образовании, частных провайдеров. Рост числа таких частных провайдеров приводит к ряду проблем, потому что большинство частных университетов неспособно обеспечить качественное образование. Более того, частные университеты испытывают огромные трудности; иногда они вынуждены закрываться вскоре после получения лицензии для осуществления своей деятельности. В частных вузах вице-канцлер зачастую не избирается на основании академических заслуг; он является одним из собственников университета (учредителем или членом попечительского совета). Таким образом, эта проблема усугубляется тем, что у человека, которому доверено руководство университетом, могут отсутствовать базовые знания по управлению вузом такого масштаба. Как следствие, это снижает качество преподавания.

Путь вперед
Как организация, ответственная за качество высшего образования в Уганде, Национальный совет по высшему образованию запустил пилотную трехлетнюю программу по подготовке руководителей и менеджеров с целью поддержки перспективных руководителей университетов. Программа Management and Leadership Training Program, финансируемая Корпорацией Карнеги Нью-Йорка, направлена на выявление, подготовку и обеспечение 150 новых руководителей университетов ключевыми знаниями и навыками в области управления вузами.

На основе оценки потребностей университетов, было решено разработать девять модулей программы. Первый модуль «Африка в глобализированном мире» раскрывает концепцию глобализации и другие связанные с ней факторы, такие как интернационализация и трансграничное образование. Второй модуль «Лидерство, институциональные инновации и развитие» охватывает тематику руководства в университетах, которая рассматривается как важный рычаг в достижении вузами желаемых целей. Третий модуль «Корпоративное управление университетов» призван содействовать более глубокому осмыслению вопросов корпоративного управления, с которым сталкиваются сегодня все университеты. Четвертый модуль «Управление ресурсами университета» нацелен на ознакомление руководителей университетов с вопросами приобретения и управления ресурсами. Пятый модуль «Менеджмент академических процессов» рассматривает процессы найма и работы с ППС. Шестой модуль рассматривает проблемы социально-экономического развития, концентрируясь на университетах как ключевых факторах изменения экономической платформы страны. Философия, лежащая в основе выбора модулей, базируется на предпосылке, что участникам программы предоставлена возможность определить контент последующих модулей. Этот аспект разработки модулей используется во время соответствующих подготовительных сессий и тщательно «отшлифовывается» составителями модулей, владеющие хорошими знаниями в разработке модулей. Седьмой, восьмой и девятый модули должны следовать подобной стратегии, но предшествуют стратегические вопросы (размышление и планирование), охватывая высшее образование целостно.

Для достижения своей цели привлечь заслуживающих доверия участников программы, команда подготовки провела интенсивный процесс отбора участников путем проведения предварительных семинаров в университетах для выявления потенциальных лидеров, способных связать себя с обязательствами трехлетней программы и с системой высшего образования. Рекрутинговая стратегия, принятая командой для вовлечения университетов непосредственно в процесс отбора, продемонстрировала отличные результаты. План предоставил прекрасную возможность для команды и университетского сообщества прояснить ряд вопросов и предвидеть опасения и потенциальные проблемы еще перед началом занятий. Программа определяет нынешних и бывших вице-канцлеров в качестве инструкторов, которые будут воздерживаться от чтения лекций, но будут использовать координирующий подход. Такой подход представляет собой разработку обучающих координаторов в университетском менеджменту и лидерстве по всему континенту. Однако, часть тренинга предусматривает предоставление участниками программы проектов реформирования своих вузов. В настоящее время программа работает с 12 государственными и частными университетами Уганды и находится под мониторингом Агентства по оценочным исследованиям в г. Стелленбос в ЮАР.

Достигнутые результаты
За время действия программы были подготовлены три группы руководителей и менеджеров среднего и высшего звена из участвующих университетов. Во каждом случае проект сопровождался большим энтузиазмом и открытостью к пересмотру мировоззрения и обучению новым вещам. Стремление к реализации проектов реформ в соответствующих университетах подает надежды, что проект достигнет крупного успеха. Участники смогли продемонстрировать способность различать роли и взаимоотношения с различными заинтересованными сторонами в области высшего образования. Более того, участники показали хороший уровень аналитической оценки и полны решимости спланировать стратегии, способствующих их прогрессу.

Заключение
Число университетов в Африке будет продолжать расти, пока страны стремятся приобрести знания для обеспечения экономического развития. Менеджмент и руководство развивающимися университетами представляет собой теоретические и практические вызовы. Бремя подготовки руководителей университетов лежит на них же самих. Принятие инновационных проектов, таких как программа Management and Leadership Training Program Карнеги, может побудить потенциальных руководителей поддержать процессы реформирования и привить лидерский стиль выпускникам университетов, которые в будущем станут лидерами своих наций.



Назад в раздел