Эгалитарные дебаты Канады



Даниель Заретски

Даниель Заретски, старший научный исследователь международной консалтинговой фирмы по высшему образованию «Higher-Edge» в Торонто. E-mail: dani@higher-edge.com

Некоторые страны с гораздо меньшим населением, чем в Канаде, где население - тридцать пять (35) миллионов, имеют дифференцированное или многоуровневое университетское образование. Но университетская система Канады характеризуется разнообразием систем ценностей преподавания. Процесс обучения направлен на меньшие различиям, с точки зрения уровня обучения, содержания, научных исследований и объектов. Так, в прошлом году ведущий национальный англоязычный журнал Maclean’s опубликовал информацию, что «Большая пятёрка» университетов Канады претендует на дополнительное государственное финансирование своих научно-исследовательских работ. Почему статья вызывает возражения со стороны других канадских университетов? И в целом, почему в Канаде существует «Большая», а не «Лучшая» пятёрка?

Отсутствие элитного ряда университетов
Для страны с населением, составляющим десять (10) процентов от населения США, существует пропорционально намного меньше вузов. В Канаде функционируют сто (100) вузов с правом выдачи диплома со степенью, что значительно меньше по сравнению с США - (четыре тысячи) 4000. Канадская система высшего образования практически полностью финансируется на уровне провинций. Плата за обучение в значительной степени регулируется, и каждая провинция предлагает кредиты и гранты на основе своих местных потребностей. Частные университеты в стране – это практически неслыханное явление. Те немногие, которые существуют, имеют крошечный состав студентов и, как правило, не являются исследовательскими по своей природе. Канада имеет необычно высокую долю исследовательских университетов и высокую долю университетов, расположенных в небольших населенных пунктах.

Оплата за обучение: низкая и продолжает быть низкой
Стоимость обучения почти всех бакалаврских степеней в Канаде находится в пределах между 6,000 и 8,000 канадских долларов в год. Разница в оплате за обучения в разных университетах не отражает различий внутрирегионального или межрегионального уровней, а включает решение финансирования университета одной провинции, в отличие от другой. Канадские бакалаврские степени высоко ценятся за пределами Канады, профессиональные, медицинские и юридические программы которых занимают первые места в рейтингах качества лучших американских стандартов, например, все инженерные факультеты проходят аккредитацию в АВЕТ (Американский аккредитационный совет для инженерии и технологий).

Университет Макгилл – это один из университетов «Большой пятерки», наряду с Университетом Торонто, Монреальским университетом, Университетом Британской Колумбии и Университетом Альберта. Это один из нескольких канадских университетов, который может претендовать на значительную долю студентов со всей Канады и США. К тому же, степень бакалавра для резидентов Квебека обходится только в 2,000 канадских долларов в год! В связи с тем, что стоимость обучения фиксируется на уровни провинции, канадские вузы не имеют финансового стимула для больших инвестиций в развитие своего имиджа. В тоже время, повышение имиджа может помочь множеству студентов и улучшить академический профиль для входящих классов вузов. Однако, существует дополнительная финансовая возможность для провинции и страны, в целом - это получение оплаты за обучение из-за усиления спроса и привлекательности канадских вузов на международном уровне.

Пригород
Неудивительно, что канадская система высшего образования характеризуется тем, что студенты из всех малочисленных городов Канады выбирают обучение в регионе рядом с домом. Типичный канадец не будет думать об университетах канадской «Большой пятерки» или о «топовых» десяти американских вузах в рамках таких предметов как биология или психология, которые качественно более сложны, чем в большинстве близлежащих вузах Канады.

В Канаде нет вуза, имеющего имидж, сравнимый с имиджем Гарвардского университета или Массачусетского технологического университета. В международном аспекте канадские университеты очень сильно отстают от длинного списка своих американских коллег. В результате, канадская система делает высоковероятным, что лучшие студенты различных вузов будут равномерно распределяться между учреждениями страны.

Учеба без стресса
Отсутствие больших различий в брендах - это следующая составляющая канадской образовательной системы, и как следствие обучающиеся могут много учиться, но при этом не испытывать стресс. Данная закономерность не говорит об отсутствии стремления к конкурентоспособности. Конечно, существуют некоторые бакалаврские программы с ограниченным зачислением абитуриентов и наличием высоких требований для поступления, но эти требования редки и немногочисленны. Например, выпускники школ - отличники в таких областях как математика и физика имеют широкие возможности поступления на инженерные специальности в любом университете страны, и недалеко от места своего проживания. По большинству индивидуальных причин, огромное число абитуриентов регулярно отказываются от «Большой пятерки» в пользу других учебных заведений. Национальная стандартизация вузов в стране высокая, система рейтингов вузов принимается без оспаривания и дальнейшей перепроверки. В Канаде отсутствует эквивалент учебно-оценочного теста (SAT) или системы вступительных экзаменов. Большинство университетских программ ограничиваются запросом выписки заключения результатов обучения общеобразовательной в школе, хотя имеются и исключения. В связи с тем, что лучшие студенты учатся в местных университетах по месту своего проживания, общие конкурентные рамки среди университетов по стране не искажены. Высокая степень конкретности сохраняется для пост-бакалаврских программ в таких областях как медицина, стоматология и юриспруденция. Таким образом, если и возникают протесты студентов, то это не по причине отсутствия вузов высокого качества, а по причине их дороговизны, так как 5,000-7,000 канадских долларов - это по-прежнему высокая цена для оплаты ежегодного обучения, по местным стандартам и стоимость обучения в вузах остается оживленным дискуссионным политическим вопросом во время выборов на уровне провинций.

Стремление «Большой пятёрки»
Недовольства исходят от вузов «Большой пятёрки», которые функционируют в наиболее густонаселённых городских центрах страны. Эти университеты отстают в области научных исследований от лучших исследовательских университетов мира. Одной из причин отставания можно назвать несоизмеримое с возможностями инфраструктуры университетов и количества студентов, когда в маленьких учебных классах обучается большое количество числа студентов и материально-техническая база оснащения университета мала, по сравнению с выдающимися исследовательскими вузами США. В тоже время, представители американской системы высшего образования критикуют свои вузы за небольшое количество профессорско-преподавательского состава, обучающего студентов, особенно в её элитных учреждениях. В Канаде, является нормой, когда сотрудники научно-исследовательских центров вузов уделяют большое внимание обучению студентов степени бакалавра. С другой стороны, такая концентрация внимания на студентов бакалавров отвлекает научных сотрудников от своей исследовательской работы. Для более устойчивого развития канадских научно-исследовательских институтов, необходимо чтобы вузы обучали большее количество студентов на степень бакалавра, освобождая исследовательские институты на реализацию их прямого назначения и привлечения больших финансовых ресурсов для их научной деятельности.В рамках дискуссий, вузы, не входящие в «Большую пятерку», контр-аргументируют, что они также достойны увеличения финансирования на исследовательские цели и недовольны возможным изменением государственного финансирования в пользу «Большой пятерки» и задаются вопросом, принесет ли это, в целом, пользу Канаде, так как «Большая пятерка» - необязательно может быть «Лучшей пятеркой».

Социальные компромиссы
В конечном счете, большой поток финансирования в пользу исследовательских университетов с целью сосредоточения на научно-исследовательской работе является ли хорошим компромиссом? Разве не в интересах Канады образовать больше научно-исследовательских кластеров в густонаселённых районах страны и их меньшее количество - в маленьких городах страны? Принесет ли это пользу обществу, если студенты будут меньше обучаться под руководством научных сотрудников в исследовательских университетах; или, если студенты будут обучаться на программах, где нет компаньонов по исследованиям?

Канада производит отличные научные исследовательские разработки, и они равномерно распределены по провинциям страны. Действительно, исследования производились бы лучше, если бы были кластерными или ещё лучше, если бы исследователи были бы освобождены от своих обязанностей преподавания для студентов в вузах. С государственной точки зрения, компромисс состоит в том, чтобы инвестировать на местном уровне или сконцентрировать финансирование в несколько высших образовательных учреждениях. Канада является первопроходцем стандартов равномерного и равного финансирования здравоохранения на местном уровне, и канадцы в целом склонны пожертвовать превосходством системы высшего образования на ее доступность и равные возможности для всех.



Назад в раздел