Участие студентов в управлении системой высшего образования в Европе



Маня Клеменчич

Маня Клеменчич – исследователь, стажер после защиты докторской диссертации, в Центре исследований политики образования, Университет Любляны, Словения. E-mail: manja.klemencic@gmail.com.

Участие студентов в управлении системой высшего образования считается одним из фундаментальных принципов в Европейском высшем образовании. Данная политика является производной от идеи демократического управления университетами и государственными вузами, которая появилась в Европе в результате студенческих волнений 1960-х годов. Более того, система управления предусматривает участие всех политически значимых заинтересованных сторон. Участие студентов в управлении соответствует представлению о высшем образовании как об общественном благе, и студенты стоят на страже общественных интересов. Сегодня практически в каждой европейской стране студенты в разной форме, но все же участвуют в управлении высшим образованием.

Вариации в Европе
Среди европейских стран существует весьма значительные различия. Так национальное законодательство может определять состав внутренних и внешних членов коллегиальных органов управления учебными заведениями или учебные заведения наделяются правом самостоятельного определения формы управления. Как правило, законодательство стремится наиболее детально описать роли, сферу ответственности и состав центральных управляющих органов. Соответственно наблюдается активное участие студентов в научных советах во всех европейских странах. Внутренние вопросы решаются на уровне учебного заведения и могут оговариваться уставом организации. В связи с этим возникают заметные различия между странами и даже учебными заведениями, которые являются частью одной системы. В соответствии с законодательством, студентам может предоставляться право на участие в консультативных или управляющих органах, и они иногда могут иметь право полного голоса по всем вопросам управления. Учитывая различия между странами, представители студенческих организаций продолжают требовать формального и фактического расширения своих возможностей для участия в управлении.

Участие студентов в управлении и Болонский процесс
Союз европейских студентов, Европейская платформа национальных студенческих представительств поднимали вопрос участия студентов в Болонском процессе. Хотя Болонский процесс является межправительственной инициативой, но к его развитию привлекаются различные заинтересованные стороны. К примеру, Союз европейских студентов выступал в роли консультанта для руководящих процессом структур. Участие студентов явилось ключевым вопросом в работе союза. Европейские министры высшего образования высказываются в пользу участия студентов в формировании Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), а также участия студентов в принятии решений на общеевропейском, национальном и вузовском уровне. Такие политические утверждения являются беспрецедентными в сфере европейского высшего образования. Однако не были определены ни масштабы, ни степень участия студентов в процессе. Учитывая консенсуальный характер Болонского процесса, существующая политика по вопросу участия студентов в управлении говорит о влиянии на колеблющиеся правительства.

Улучшения в области участия студентов в управлении?
Идея активного участия студентов в управлении была одобрена ЕПВО, и используется национальными представительными организациями для консолидации или активизации их участия в национальных политических процессах. Результаты разнятся в зависимости от моделей, используемых для представления студенческих интересов. В некоторых странах Центральной и Юго-Восточной Европы политическое одобрение привело к появлению больших возможностей студенческого участия в формировании политики в области высшего образования на национальном уровне. Однако в общем можно говорить о большей степени активного участия представителей студентов в Болонском процессе, и о меньшей степени участия студентов в управлении на организационном уровне. Управленческие реформы, проходящие повсеместно в Европе, приводят к уменьшению причастности студентов к процессу принятия решений по всем важным направлениям. Исполнительная власть все чаще отводит второстепенную роль представителям студентов, также как и представителям прочих заинтересованных сторон, и они превращаются из органов, участвующих в принятии решений, в консультативные органы.

Управленческие реформы в университете и новое государственное управление
В результате возрастающего стремления модернизировать европейское высшее образование, университеты получили большую степень автономности. В основном, европейские университеты создали управленческие структуры параллельные академическим структурам. В результате произошел переход от коллегиальной формы управления (в которой студенты имеют своих официальных представителей) на органы управления, где студенты имеют меньшее число представителей или не имеют их вообще. К примеру, в Португалии новые правила предусматривают участие студентов в Conselho Geral, но не уточняется минимальная численность представителей студентов. Изменения объясняются рассуждениями о «беспокойности» представителей студентов (например, в вопросах оплаты за обучение) и эффективности процесса принятия решений. Соответственно политический вес представителей студентов в органах управления вузами снизился. В итоге, сильная исполнительная власть стала новым идеалом, которая вытесняет демократическую представительскую модель управления.

Студенты в роли клиентов
В результате мирового финансового кризиса, распространившегося на всю Европу, бремя финансирования общественного высшего образования перекладывается с плеч правительств европейских стран на плечи учебных заведений и студентов. Существенное увеличение стоимости обучения в некоторых странах имело значительные последствия на взаимоотношение между студентами и вузами. Студенты, оплачивающие стоимость обучения, становятся клиентами, что безукоризненно вписывается в идеал современного «корпоративного» университета. Мышление о студентах, как о клиентах не приводит к исключению их из участия в управлении вузом, но фундаментально трансформируется их роль в управлении. Отдается предпочтение участию студентов в консультативных органах, а не исполнительных органах. Студентам предлагается внести свой вклад в повышение качества учебного процесса и улучшение общей вузовской производительности.

Европейские вариации
Система управления вузами в Европе имеет тенденцию к ослаблению формального участия студентов и усилению неофициального участия студентов в управлении учебными заведениями. Вариации данного тренда зависят от существующей национальной модели управления вузами и степени формализации студенческого участия в управлении высшим образованием на разных уровнях власти. В странах с сильной централизованной властью наблюдается ослабление роли студентов в управлении вузами, используется концепция студентов-клиентов, а не традиционное представление о студентах в роли партнеров. Существуют попытки объединения обеих концепций в странах Северной Европы, где преобладает корпоративная модель управления, и уже продолжительное время существуют высокоразвитые студенческие организации, имеющие сильную степень влияния на управление высшим образованием на всех уровнях.



Назад в раздел