Добро пожаловать в Национальный университет Германии!



Себастьян Литта

Себастьян Литта – научный сотрудник мозгового центра в Берлине – Stiftung Neue Verantwortung, руководитель проекта по развитию университетов в Германии. E-mail: sebastian.litta@gmail.com.

Шесть лет назад федеральное правительство Германии предложило идею создания Лиги Плюща из числа тех немногих исследовательских университетов, которые будут получать дополнительное финансирование, для того чтобы иметь возможность конкурировать с такими университетами как Гарвард, Стэнфорд и Кембридж. В 2007 году, по итогам первого раунда этого, так называемого, соревнования, были определены девять университетов, которые впоследствии получили небольшое финансирование от государства. Финансирование осуществлялось в течение пяти лет, и завершится в 2012 году. Принимая во внимание, то, что новые университеты по типу Гарварда, не могут быть построены в течение пяти лет, Федеральный министр образования и исследований объявил о втором туре, который начнется летом следующего года. Некоторые политики и эксперты высшего образования уже думают о том, как обеспечить долгосрочный успех университетов. Рассматривается вопрос создания федеральных университетов, как один вариантов решения проблемы.

Взаимосвязь университетов и сокращение бюджетных средств земель
Традиционно, согласно германской системе взаимоотношения власти между федеральным правительством и штатом (землей) разграничены таким образом, что штат (Lander) несет ответственность за деятельность университетов и других учебных заведений. Федеральное правительство курирует деятельность только научно-исследовательских организаций, таких как Макс Планк, Национальный научный фонд DFG и организации международного обмена. Однако данная схема работает только в теории, на практике фискальная политика 16 федеральных штатов (земель) заключается в необходимости сокращения бюджета в будущем. Плата за обучение, введённая сравнительно недавно, возможно, будет отменена повторно, потому что многочисленные противники этого нововведения преуспели в доказательстве несправедливости такой системы. Таким образом, немецкие университеты земель утратят один из существенных источников дохода. В 2017 году, когда государственные средства второго тура конкурса будут потрачены, от 9 до 12 победителей - университетов могут откатиться на "нормальный" уровень финансирования, что часто означает одну десятую часть бюджета Гарварда на одного студента.

Несомненно, идея использования федерального бюджета для поднятия репутации государственных университетов до международного уровня не была не замечена. В недавней статье, опубликованной в Frankfurter Allgemeine Zeitung в Германии, было заявлено, что федеральные университеты или Bundesuniversitäten уже существуют. Речь шла о слиянии финансируемого штатом (землей) технического университета Karlruhe с рядом исследовательских институтов, финансируемых федеральной властью. Новое учреждение, прошедшее ре-брендинг как Технологический институт Карлсруэ, в настоящее время официально находится в ведении штата, но фактически получает большую часть своего финансирования из федерального правительства. Когда Аннет Шаван, федеральный министр образования и научных исследований, отметила, что по ее представлению, в будущем финансирование университетов должно осуществляться из федерального бюджета, то реакция общественности была умеренно положительной. Однако должны быть две проблемы обсуждены перед входом немецких высших учебных заведений на новый уровень. Во-первых, дебаты целиком связаны с финансированием. По всей видимости, политики и эксперты по образованию, предполагают, что только объем бюджета отделяет Гейдельберг от Гарварда или Бохуме от Университета Брауна. Во-вторых, даже после понимания, того, что финансирование не гарантирует высокую академическую репутацию, трудность заключается в организации функции перевода бюджета от штата на федеральный уровень.

Одних только денег - недостаточно
Безусловно, в построении университета мирового класса, возросшее финансирование поможет уменьшить наиболее серьезные проблемы. Вместе с тем, существует ряд институциональных проблем, препятствующих немецким университетам для их становления в качестве топ-20 университетов мира. Эти вопросы не могут быть обсуждены, но они затрагивают правовые ограничения, которые запрещают оптимизировать соотношение количества профессорско-преподавательского состава к студентам, из-за необходимости автоматического увеличения приема большего числа студентов на каждого дополнительного профессора.

Другая проблема заключается в относительно слабой позиции президентов университетов, вызванные как романтическими иллюзиями в огромный потенциал самоуправления отдельных профессоров, так и возрастающими попытками использования большего количества игроков с правом решающего голоса для участия в процессе принятия решений в каждом университете. Кроме того, концентрация многих ведущих исследователей за пределами университетов может и не повредить системе научных исследований, однако в состоянии повредить университетам. Дискуссии о Федеральном (национальном) университете (Bundesuniversitäten), больше затрагивают вопрос о получении возможности избежать резких бюджетных сокращений университетами, однако это не включает мастер-план действий по улучшению своей успеваемости. Интересным является тот факт что, если на федеральном уровне финансирование напрямую будет связано с институциональной реформой, тогда Bundesuniversität может стать лабораторией для будущего высшего образования Германии.

Мотивы для передачи управления университетов на федеральный уровень?
Открытым остается вопрос, какие университеты будут финансироваться из федерального бюджета. Общий список - 9 или даже 12-победителей в конкурсе может быть большим, и неясно, как будет измеряться передовой опыт в области высшего образования, которое правительство сможет финансировать. Даже если на федеральном уровне будет определено количество университетов, которые будут финансироваться, то каким образом они должны будут выбраны? Также сомнительной является возможность того, что штаты (земли) добровольно откажутся от управления своими самыми престижными вузами. Некоторые Министры образования и науки земель могут быть заинтересованы в поддержке международной Лиги Плюща под их финансовой юрисдикцией.

Для многих наблюдателей, ярким примером служит Берлинский Университет Гумбольдта. Одно время являвшимся прототипом современного исследовательского университета для всего мира. Университет в настоящее время, не занимает лидирующие места в университетских рейтингах, если только 100-летие Нобелевских премий позволит получить дополнительный статус. Берлин сталкивается с серьезными проблемами в финансировании в течение многих лет. Многие члены правительства Ангелы Меркель хотели бы, чтобы Университет Гумбольдта стал федеральным университетом, и это не из-за его географической близости. Однако мэр-губернатор Берлина - как и многие другие политики, скорее всего, предпочтут сохранить управление Университетом Гумбольдта, нежели наблюдать за его процветанием под федеральным управлением. Университеты, наряду с полицией, региональной культурой, а также начальным и средним образованием являются одними из немногих сфер, которые остались в управлении штата (земли). Большинство других важных вопросов решаются на федеральном уровне. Таким образом "покупка" власти над университетами для штатов (земель), будет дорогостоящей, если не слишком дорогостоящей сделкой для федерации.

Уроки извлеченные из Швейцарии
Все препятствия, которые упоминались выше, не означают отсутствие возможности создания федерального университета. Больше полутора века назад, швейцарцы при решении такой же дилеммы пришли к очень продуманному компромиссу. Вновь созданные федеральные университеты будут акцентировать внимание только на исследованиях в тех областях, которые не были охвачены другими университетами: инженерные, научные и другие технические области. Сегодня, Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха является не только отличным техническим институтом, но и одним из лучших университетов Европы.

Если немецкие политики могут сформулировать убедительное видение того, что может быть достигнуто путем создания федерального университета, то это было бы важнейшим прорывом. Если, в дополнение к увеличению финансирования, вузы смогут избежать некоторых организационных и структурных проблем, которые препятствуют большинству немецких университетов в становлении университетами мирового класса. Если будет найдено уникальное решение, учитывающее интересы земли, федерального правительства и соответствующего университета, то эта высокая цель может быть воплощена в реальность.



Назад в раздел