Чили: взлет и падение студенческого движения



Андрес Бернаскони

Андрес Бернаскониученый области политики высшего образования и управления, а также проректор по академическим вопросам Университета Андреса Белло, Чили. E-mail: abernasconi@unab.cl.

В марте, вскоре после начала учебного года, студенты чилийских университетов и учащиеся старших классов средних школ вышли на улицы городов со своими требованиями, что в итоге вылилось, по словам лидеров движения, в крупнейшую общенародную демонстрацию после прихода демократии в 1990 году.

В Чили, как и в большинстве стран Латинской Америки, студенческие протесты являются основными сценариями социальных движений. Начиная с 1980-х гг. частное и государственное высшее образование финансируется, основным образом, за счет оплаты обучения студентами. В результате роста стоимости обучения за последние два десятилетия, студенты периодически выступали с требованиями увеличения размера государственной поддержки и, как следствие, получали эту поддержку. Однако эти демонстрации были непродолжительными и целенаправленными. Ситуация изменилась в 2006 году, когда учащиеся старших классов государственных средних школ, требуя улучшения качества образования, объявили забастовку и забаррикадировались в десятках школ, тем самым прервав занятия для тысяч учащихся в нескольких крупных городах Чили. Это привело к смещению министра образования Чили и превратило вопрос о качестве учебного процесса в политический кризис, длившийся несколько месяцев.

Студенческие волнения 2011 года явились прямым следствием студенческих волнений 2006 года, которые превзошли по масштабу и значимости события пятилетней давности. Поддержка студенческого движения вышла далеко за пределы только политически активных студентов, которые обычно возглавляют и призывают своих сверстников к действиям. При этом, на пике протестов студенческое движение пользовалось поддержкой большинства общества, выдвигая требования не просто поменять систему образования, а гораздо шире - отказаться от текущей «модели» развития Чили, которой страна придерживалась в течение последних 30 лет.

То, что начиналось, как вполне ожидаемые очередные волнения среди учащихся старших классов средних школ (отложенные в прошлом году из-за землетрясения в южной части Чили), приобрело импульс, когда к ученикам школ присоединились студенты, забаррикадировавшие здания и организовавшие еженедельные массовые шествия на улицах Сантьяго и других крупных городов. За последние шесть месяцев численность участников шествий достигало 200 000 человек, которые требовали фундаментальное реформирование системы образования Чили. Сотни зданий школ и колледжей были заняты демонстрантами, а занятия отменены для 250 000 школьников (что составляет 7% от общей численности учащихся) и большинства студентов государственных университетов.

Истоки протестов
Сегодняшние требования студентов являются сочетанием «известных» требований, таких как увеличение финансирования государственных университетов и доступности образования для бедных слоев населения; а также фундаментально «новые» требования по реформированию системы муниципального управления начальными и средними школами: введению запрета на коммерческое образование на всех уровнях, а также бесплатное высшее образование для всех.

Ряд факторов подогревал протестное движение. Слабая общественная поддержка консервативного правительства президента Себастьяна Пиньера (Sebastián Piñera), которая составляет около 30% населения страны, не дает возможности властям принять политическое решение проблемы.

Харизма двух главных ораторов в поддержку движения, Камила Вальехо (Camila Vallejo), президента Федерации студентов Университета Чили, и Джорджио Джексон (Giorgio Jackson), президента Федерации студентов Католического университета Чили, обеспечила движение видными лидерами, и способствовало продвижению студенческих требований в национальных и международных средствах массовой информации.

Некоторые ректора государственных университетов способствовали разжиганию конфликта, объявив о недостаточном государственном финансировании высшего образования в стране, которое составляет около половины от среднего показателя для стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Другие ректора обвиняли частный сектор высшего образования в спекуляции, элитарности, или низком качестве, на долю которого приходится 3/4 контингента всех студентов. Несмотря на то, что подобные заявления о частном секторе высшего образования были не всегда верны, эти заявления помогли сформировать мнение о проблеме широких слоев общества, которое не приветствуют частное обеспечение общественных благ, и призывает к большему государственному контролю в сферах образования, здравоохранения, энергетики или инфраструктуры.

Более того заметен рост разочарования у чилийского среднего класса неолиберальной моделью экономического развития, которой Чили придерживалась после диктатуры генерала Пиночета (с минимальными отклонениями за последние 20 лет под управлением коалиции левых и центристских партий). «Модель развития» стимулировала экономический подъем, помогла самым бедным слоям общества и даже целому поколению страны. Тем не менее, ее упор на индивидуализм и конкуренцию, а также растущее социальное неравенство в обществе, что включает, но не ограничивают образовательные возможности, только способствует росту недовольства в обществе. Таким образом, общественная поддержка студентов подпитывается существующей сложной социальной ситуацией в стране.

Пик и спад
Частично отражая общественное недовольство и пытаясь воспользоваться моментом, к протестам присоединились прочие группы недовольных, такие как профсоюзы учителей, недавно созданная Ассоциация должников по университетским займам, государственные служащие, а также Национальный союз рабочих.

В конце июля протестующие добились политической победы, вынудив президента отправить в отставку министра образования Чили. Новый министр образования пригласил лидеров студенческого движения для обсуждения реформы всей системы образования страны. Правительство дало щедрое обещание в последующие 4-6 лет выделить дополнительные $4 млрд. американских долларов, что составляет 2% от ВВП страны, на развитие высшего образования. Подобные обещания, правительство не делало за последние 40 лет, как по масштабам финансовых обязательств, так и по форме ответа на исторические требования участников в сфере образования. Обещанные средства смогли бы профинансировать повышение доступности дошкольного воспитания, реформирование педагогических институтов для улучшения системы подготовки и сертификации учителей, изменения в системе управления государственными школьными округами, и увеличение финансирования каждого учащегося в школе.

В сфере высшего образования государство обещало создать правоприменительное агентство по защите прав студентов, мониторингу отчетности и обеспечению некоммерческого статуса университетов. Также было обещано усиление роли национальной аккредитационной комиссии, увлечение финансирования государственных университетов, смягчение условий по выплате студенческих долгов, понижение процентной ставки по студенческим кредитам, и предоставление стипендий, покрывающие полную стоимость обучения, для 40% беднейших студентов страны.

Государство, однако, не предложило отмены частного коммерческого образования или предоставление стопроцентного бесплатного высшего образования. В итоге, государство не согласилось поменять модель субсидирования образования, предоставив ваучеры, стипендии и кредиты – те же инструменты, которые сейчас обеспечивают государственную финансовую поддержку школьному и высшему образованию.

В ответ студенты не приняли правительственные предложения. По их мнению, меры по внесению косметических изменений в системе образования недостаточны. Они требуют трансформации чилийской «неолиберальной», «рыночной» системы образования – как способ изменения неолиберальной рыночной модели развития страны. По их мнению, только государственная система образования будет лучшей альтернативой для студентов и общества. В ответе правительству гарантировали продолжение протестов и дальнейшее усиление степени протестного движения.

Расширение студенческого движения, путем включения разных общественных групп, добавило эффекта, но в результате, требования протестующих стали размытыми и получили идеологическую и политическую окраску. Успех студенческого движения в получении общественной поддержки вскружил голову лидерам студентов и их политическим советникам, которые в критическую минуту предпочли погоню за возможностью изменения экономической системы Чили, а не концентрацию внимания на реформах системы образования в стране.

В ответ государство отозвало предложенные реформы, переложив ответственность за поиск решения на парламент, который обсуждает финансирование образования в проекте бюджета на 2012 год. Государство заняло выжидательную позицию, с расчетом на то, что студенческие протесты со временем потеряют свою поддержку в обществе. Похоже, данный расчет оправдывает себя: общество устало от непрекращающегося насилия из-за протестов; ректора готовы согласиться на предложение данное государством и впервые за шесть месяцев оказывают давление на студентов, чтобы те вернулись в аудитории; некоторые лидеры студенческих протестов ожидают выборы в своих федерациях; а средства массовой информации переключаются на другие темы.

Беспрецедентный успех движения вступил в противоречие с его эффективностью. Большое количество и постоянно меняющиеся цели студенческого движения, многочисленное и размытое руководство, политическая радикализация протестующих, и нарастающий материальный ущерб государственным школам и университетам, в результате шести месяцев протестов, – осложняют поиск приемлемого решения для окончания протестов. Студенческие протесты вынесли существующие проблемы в сфере образования на передний политический план, что уже не маленький подвиг, даже если это все, чего можно было достигнуть.



Назад в раздел