Академические преимущества Гонконга



Филипп Г. Альтбах и Жерар А. Постильоне

Филипп Г. Альтбах – профессор высшего образования степени Монан и директор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже. Жерар А. Постильоне – профессор образования в Университете Гонконга

Почему Гонконг, специальный административный район Китая, с населением в семь миллионов человек, имеет более высокие рейтинги исследовательских университетов, чем материковый Китай, с населением в один миллиард человек и беспрецедентные расходы на создание исследовательских университетов мирового уровня? Ответы на данные вопросы могут быть основой важных выводов для улучшения работы исследовательских университетов по всему миру.

Академические реалии Гонконга
В Гонконге функционируют восемь государственных университетов, которые являются академически респектабельными учреждениями, из них три университета занимают высокие позиции в мировом рейтинге.

Три топ школы - Университет Гонконга, Гонконгский университет науки и технологий и Китайский университет Гонконга занимают высокие места в рейтинге Times Higher Education 2011 года (34, 61 и 151, соответственно). Два лучших континентальных китайских университета – это Пекинский университет и Университет Циньхуа занимают 49 и 71 места, соответственно, в рейтинге Times Higher Education 2011 года.

В новом замечательном китайским рейтинге, подготовленного Академическим рейтингом университетов мира (Шанхайский рейтинг ), отмеченные выше три университета Гонконга находятся на 3, 5 и 6 местах, соответственно. Университет Циньхуа и Национальный университет Тайваня оцениваются ещё выше. По мировым стандартам, три вуза Гонконга имеют средний размер с контингентом студентов в количестве от 10,000 до 20,000 человек. Два являются многопрофильными университетами с медицинскими школами и один – это университет с научным и технологическим направлением. Все вузы были основаны в 20 веке – Университет Гонконга в 1911, Китайский университет Гонконга в 1964 и Гонконгский университет науки и технологии в 1991 году. Все университеты Гонконга являются государственными, с хорошей финансовой поддержкой правительства и во всех установлена относительно скромная оплата за обучение.

Условия успеха
Были приняты различные меры, которые внесли свой вклад в успех большой тройки Гонконга. Следует отметить, что ни один из трех вузов не считался академическим лидером до 1990-х. Два более старших университета были респектабельными учреждениями второго уровня, а Гонконгский университет науки и технологии не существовал до 1991 года. В 1990 году Гонконг решил значительно увеличить инвестиции в высшее образование, когда ожидался переход территории от Британского колониального правления к её нынешнему статусу Специального административного района Китая, со значительной институциональной автономией и академической свободой действий. Гонконг стремился к созданию исследовательских университетов по нескольким причинам. Первая причина – являясь одним из четырёх азиатских тигров совместно с Сингапуром, Кореей и Тайванем, Гонконг должен был соответствовать своему статусу, и несмотря на отсутствие государственного инвестирования в высокие технологии частного сектора, страна была полна решимости основать университет науки и технологии. Вторая причина – это начало эры массификации. Во времена, когда послесредние и политехнические колледжи Гонконга начали продвигаться к статусу университетов, три существующих вуза делали шаги к статусу исследовательских университетов, так Гонконг двигался в направлении развития диверсифицированной академической системы.

Характеристики успеха
Краткий обзор некоторых ключевых факторов, которые внесли свой вклад в успех системы высшего образования Гонконга, может дать некоторые полезные разъяснения.

«Руководство» и автономия. Правительство Гонконга, через исследовательские гранты Совета (Research Grants Council) и Комитет по университетским грантам (the University Grants Committee), осуществляет общее руководство в секторе высшего образования, разрабатывая приоритеты финансирования и формируя политику университета. В то же время, университеты имеют почти полную внутреннюю автономию и самоуправление.

Эффективное управление. Университет Гонконга берет начало от британских академических традиций и Китайский Университет (Chinese University) был основан путем слияния американских миссионерских колледжей в 1963 году, которые перенесли традиции американского миссионерства и китайские традиции в контексте гонконгских колониальных рамок высшего образования. Гонконгский университет науки и технологии добавил к этим структурам модель американского исследовательского университета и академического управления, не нарушая при этом статуса-кво. Все три университета используют сильный механизм международного управления, который подчеркивает важность контроля со стороны профессорско-преподавательского состава, и в то же время имеет сильное административное руководство. Совместное управление в университетах работает эффективно, однако каждый из трех университетов используют разные подходы в своем управлении. Университеты не кажутся увязшими в бесконечных академических спорах, и не управляются автократическими администраторами. Существуют некоторые интересные различия между про-британским университетом Гонконга и ориентированным на американский менеджмент Гонконгским университетом науки и технологии, однако данные различия в последние годы начинают стираться.

Английский язык доминирует. Английский язык является языком преподавания во всех университетах, в тоже время оба языка - английский и китайский используются в Китайском университете Гонконга и в его наименовании, что позволяет вузу позиционировать себя в русле мировой науки и интернационализации. В то время, когда преподаватели Китайского университета Гонконга могут использовать китайский, как язык преподавания, они также квалифицированы принимать полное участие в мировом научном сообществе, используя английский язык. Существует сильная ориентация на ключевые международные научные журналы, и большинство публикаций производится на английском языке. В последние годы появилась тенденция к увеличению количества публикаций на китайском языке, когда профессура Гонконга публикуют свои научные труды в академической среде Китая.

Интернационализм. В Гонконге всегда присутствовали представители Северной Америки, Англии и Австралии, но постепенно растет число профессоров из материкового Китая. В Гонконге расположены штаб-квартиры многих мультинациональных компаний и один из трёх лучших международных банковских центров (после Нью-Йорка и Лондона). Хотя 95 процентов населения – это китайцы, Гонконг пронизывает интернациональный космополитный дух. Большинство лучших профессоров в исследовательских университетах получили докторские степени за рубежом и многие продолжают свою профессиональную деятельность на академических и административных должностях в зарубежных университетах. Университеты всегда позиционируют себя в качестве международных вузов. Здесь существует самый лучший доступ к международным научным книгам и публикациям, по сравнению с другими азиатскими странами, отсутствует цензура в использовании интернет ресурсов, и запрещённые где-либо в Азии научные книги, всегда доступны в Гонконге. Гонконгские исследовательские университеты проводят международные научные мероприятия – это форумы, семинары и конференции мирового уровня.

Академическая профессия. Очевидно, самым важным аспектом успеха в системе высшего образования Гонконга является особенный подход к научному сообществу. Гонконг способен привлечь лучшие академические умы в мире, однако многие из них не являются самыми высокооплачиваемыми учёными в глобальном масштабе. Лучшие учёные, включая Нобелевских лауреатов, приглашаются для чтения лекций, местные научные круги имеют широкие возможности для участия в международных конференциях. Условия учебной работы включают нагрузку преподавания, административную поддержку, и доступность финансирования научных исследований на конкурсной основе из местных источников, которые конкурентоспособны на мировом рынке. Лидеры в академических областях также играют определенную роль во внешней оценке исследовательских заявок на гранты и обучающие программы. Набор, продвижение по службе, и пребывание на службе с использованием критерия достаточной конкурентоспособности, содействует академической производительности научного сообщества Гонконга. Страна способна нанимать талантливых профессоров мирового уровня, которые могут жить в китайской среде, получая хорошую зарплату и комфортобельные условия труда, превосходя то, что предлагается большинству профессоров на материковой части Китая. Не менее важно то, что Гонконг предлагает репатриантам из материкового Китая небюрократическую атмосферу, с прозрачным процессом принятия решений, неограниченную академическую свободу и доступ к информации. Отличительной чертой научного сотрудника Гонконга является его взгляд на кадровые вопросы и распределение ресурсов, которые в значительной степени принимаются на основе показателей эффективности профессорско-преподавательского состава. Однако несколько десятилетий назад, по своей академической культуре, Университет Гонконга напоминал провинциальный британский университет.

Руководство университета. Судьба преподавателей и научных сотрудников в исследовательских университетах Гонконга зависела от академического калибра ее институциональных лидеров. Все три исследовательских университета гарантировали, что только выдающиеся учёные будут стоять у руля в их учреждениях. Несомненно, предстояло многое сделать для роста гонконгских университетов до высоких позиций в международных рейтингах. Например, последний президент Университета Гонконга, всемирно известный генетик, президент Китайского университета Гонконга, стал лауреатом Нобелевской премии за научную работу в волоконной оптике, который был награжден званием «Героя Азии» по версии журнала Time за научную работу в области острого респираторного синдрома. Нынешний президент Гонконгского университета науки и технологии проявил себя как ключевой помощник директора Национального научного фонда США, отвечающий за управление физико-математических наук. В стране используются и другие подходы при выборе лидеров университета. Однако чтобы поддерживать свою высокую позицию в глобальных рейтингах, Гонконг должен гарантировать, что наиболее уважаемые мировые учёные и научные сотрудники находятся на руководящих должностях в университетах страны.

Гонконг и Китай: полезные сравнения
Пример успеха Гонконга имеет особое значение для материкового Китая и устанавливает некоторые предпосылки, которые могут препятствовать росту Китая в направлении лучшего академического статуса. В последние годы инвестиции в исследовательские университеты были впечатляющими, в тоже время «мягкие элементы» китайской академической системы в состоянии тормозить систему высшего образования в процессе достижения мирового уровня. Среди них наиболее важными являются управление и академическая культура. Китай по-прежнему делает чрезмерный акцент на политическом мастерстве своих академических лидеров - что объяснимо, учитывая контекст, в котором работают академические лидеры в материковом Китае. Тем не менее, государственная стратегия развития образования на 2020 год выдвинула задачу по увеличению автономии университетов как основную в повышении академического качества своих университетов.

Таким образом, правительство будет принимать на себя более направляющую роль вместо прямого контроля академической жизни университетов. В то же время недавний случай Университета науки и технологии Южного Китая продемонстрировал, что данный процесс будет сложным. В данном университете наблюдался устойчивый рост интернационализма исследовательских университетов Китая. Такие показатели как рост количества китайско-иностранного сотрудничества в области высшего образования и рост числа зарубежных кампусов на китайской земле являются показателем прогресса. Больше президентов лучших исследовательских университетов имеют докторские степени, полученные за рубежом.

Ключевым фактором продолжающегося роста материковых исследовательских университетов являются низкие зарплаты учёных. Низкие базовые оклады означают, что ученые должны искать дополнительные доходы за счет грантов, консалтинга и дополнительного преподавания, что, как правило, отражается на основной научно-исследовательской работе и на развитие зрелой академической культуры. Материковый Китай выиграет, если будет заимствовать методы работы системы высшего образования Гонконга в достижении академического успеха.



Назад в раздел