Десятилетие регулирования частного высшего образования в Южной Африке
Чика Сехуле
Чика Сехуле – руководитель Департамента менеджмента образования и политических исследованийв Университета Претория в Южной Африке. E-mail: chika.sehoole@up.ac.za.
В мировом масштабе, рост и экспансия государственного высшего образования сопровождались уменьшением бюджетного инвестирования сферу высшего образования. Такая тенденция негативно повлияла на качество государственного высшего образования и вызвала отток студентов из государственного в частный сектор, предоставляющий услуги высшего образования. Южная Африка не является исключением в этих тенденциях и с момента окончания эры апартеида в 1994 году, начала расширять число частных высших заведений в стране, в большинстве своем, из-за того, что места в государственных высших учебных заведениях для выпускников средней школы были ограничены. В течение пяти лет, в период с 1994 года и по 1999 год число частных высших учебных заведений быстро возросло - до трехсот. Многие из этих вузов, особенно частные с иностранными инвестициями, предпочитают сотрудничать с государственными вузами.
Начало регулирования
Расширение числа частных учреждений высшего образования привело к вводу усиленных законодательных и регулятивных мер. Это произошло на фоне коррупционных ситуаций по вопросам растрат государственных средств в частных учреждениях, которые раскрывались в начале учебного года, когда учредители частных вузов бесследно исчезали. В 1997 году правительство ввело в действие Закон «О высшем образовании», который легализовал частное высшее образование. В 2002 году, были установлены правила регистрации учреждений частного высшего образования, которые начали свою деятельность с 2003 года. Правила устанавливают требования для частных и государственных вузов по прохождению процедуры регистрации своих программ в Органе по квалификациям Южной Африки. Эти программы должны быть высокого качества и аккредитованы Советом по качеству высшего образования.
Регистрация учреждений частного сектора давала дополнительные гарантии: качества образования; достаточных финансовых и человеческих ресурсов образовательных учреждений; соответствия полученной квалификации выпускников учреждений с Национальной службой квалификаций; и трансформация системы образования в соответствии с политикой правительства.
Правила запрещают договоры франчайзинга, что в итоге привело к уходу многих провайдеров с рынка сектора образования. Из представленных трехсот частных учебных заведений, которые действовали в Южной Африке в конце 90-х годах, около 89 заявили о повторной аккредитации своих программ в Совет по качеству высшего образования в 2002 году.
Иностранные вузы в Южной Африке
Правила предусматривали регистрацию и порядок деятельности иностранных частных учреждений высшего образования. Согласно процедуре, иностранный заявитель должен предоставить доказательства того, что: а) головное учреждение работает законно в качестве высшего учебного заведения и аккредитовано соответствующим органом аккредитации в стране его происхождения; б) присуждаемая квалификация будет полностью признана его головным учреждением и соответствующими органами государственной власти в стране его происхождения; в) студент, получивший квалификацию, не будет испытывать неудобства и недостатки, если собирается к поступлению на соответствующее повышение квалификации в головном учреждении. Эти требования были разработаны после того как стали известны случаи об иностранных учреждениях, предлагающих квалификации, неподтвержденные его головным офисом.
Многие иностранные инвесторы поставщики высшего образования, которые пришли в Южную Африку посредством договоров франчайзинга или самостоятельно, были закрыты в результате этих требований. В результате всех законодательных и регулятивных мер, к середине 2004 года в стране насчитывалось только шесть иностранных поставщиков высшего образования.
Обзор результатов по введению регулирования
Последний регистр частного высшего образования показывает, что с 2003 года правительство имело дело со сто семьдесят семью (177) учреждениями (местными и иностранными), которые подали заявки на регистрацию. Восемьдесят шесть (86) - зарегистрированы на текущий период, тридцать один (31) - зарегистрированы временно, три (3) - получили уведомление об аннулировании и пятьдесят семь (57) - отменили свою регистрацию. Причинами отмены регистрации учреждения явились: несогласие учреждения представить финансовое соглашение поручительства, отсутствие аудита финансовой отчетности, и потеря статуса аккредитации своих программ, которые являются одним из условий регистрации. Иногда, отмена происходила по просьбе самого учреждения. В период реализации этих нормативных положений, государство судилось с тремя поставщиками, суды были выиграны истцами. Давление также происходило и в рамках переговоров по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), где Южная Африка получила запросы Новой Зеландии, Норвегии, Кении и США на доступ к рынку высшего профессионального образования в стране. Южная Африка отклонила данные запросы, на основании потенциальной опасности внешнего вмешательства в трансформирование высшего образования страны, в частности усиления государственного сектора, который должен эффективно участвовать в процессе глобализации. Кроме того, правительство использовало аргументы, что высшее образование должно трактоваться как "общественное благо" для народа и поэтому ГАТС должен учитывать данную позицию.
Уроки
Во многих развивающихся странах, частное высшее образование развивается быстрее, чем государственное, в основном из-за того, что государство не может себе позволить необходимые вложения в качество высшего образования. Южная Африка была в состоянии регулировать частное высшее образование и таким образом отсеивать недобросовестных поставщиков и поддерживать контроль над деятельностью официально зарегистрированных поставщиков. Применение описываемых правил, многие положения которых применимы также к государственным учреждениям, относится к репутации южноафриканского высшего образования с точки зрения его качества и стабильности.
Как Южной Африке удалось добиться успеха, когда многие страны не смогли реализовать свои задачи? Пример Южной Африки демонстрирует возможность использования законодательства для достижения своих целей. Южная Африка требует от частных учреждений наличие и действие финансовой системы, проверку качества программ и гарантии, соответствия квалификации мировому уровню по значению и применению на рынке труда. Правительство Южной Африки преследовало принципиальность и последовательность своих реформ, и рассматривала высшее образование как общественное благо, что и позволило претворить в жизнь свою политику и выдерживать давление со стороны заинтересованных частных высших учреждений образования. С помощью этой политики общество было защищено даже в условиях мирового финансового кризиса, так как были зарегистрированы устойчивые в финансовом плане учреждения, которые смогли выдержать времена финансовых проблем. Принципиальная позиция частного высшего образования в Южной Африке продолжает поддерживать утверждение, что глобализация образования происходит при активном участии всех секторов государства и с учетом национальных интересов. При этом ЮАР остается активным игроком среди мировых финансовых и межправительственных институтов, которые формируют глобальную экономику и политику. До сих пор не было каких-либо доказательств того, что Южная Африка, находится в неблагоприятном положении по вопросам реализации политики образования в своей стране.
Назад в раздел