Глобальная студенческая мобильность: тренды и новые направления



Раджика Бхандари, Раиса Белявина

Раджика Бхандари – заместитель вице-президента по исследованию и оценке в Институте международного образования и Раиса Белявина является ведущим исследователем в этом Институте. E-mail: RBhandari@iie.org. Даннаястатьябазируетсянадвухнедавнихпубликациях: R. Bhandari, and P. Blumethal, International Students and Global Mobility in Higher Education: National Trends and New Directions. Palgrave Macmillian, New York, 2011; R. Bhandari, R. Belyavina, and R. Gutierrez, Student and the Internationalization of Higher Education: National Policies and Strategies from Six World Regions. Institute of International Education, New York, 2011.

В течение прошлого десятилетия количество студентов, отправляющихся на обучение из одной страны в другую, увеличилось на 65%, составив около 3,3 млн. студентов в 2008 г. Несмотря на то, что феномен студенческой мобильности не является новым, быстрой рост в последние годы изменил глобальную панораму международного образования. В то время как большое количество лиц стремится получить «нетрадиционное» образование за рубежом, а новые и развивающиеся страны конкурируют в борьбе за мировые таланты; традиционный поток студентов из глобального юга на север и из востока на запад стал более разнонаправленным. «Утечка мозгов» из развивающихся стран меняется на «приток мозгов» в то время как многие развивающиеся страны осуществляют политику по привлечению студентов; в результате, происходит «циркуляция мозгов», когда студенты получают более разнообразное и многонациональное образование.

Традиционные принимающие страны и новые игроки
Несмотря на то, что англоязычные и западноевропейские страны традиционно продолжают привлекать наибольшее число международных студентов, развивающиеся страны соперничают за место в мировом рынке международного образования. Например, Иордания нацелена на привлечение 100 тыс. иностранных студентов к 2020 году. Сингапур стремится открыть двери для 150 тыс. иностранных студентов к 2015 году. Япония планирует привлечь 300 тыс. иностранных студентов к 2025 году. Однако самую амбициозную задачу поставил перед собой Китай - привлечь около 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году. Согласно Project Atlas (www.iie.org/projectatlas), в 2010 году в Китае уже обучалось более 265 тыс. иностранных студентов, включающих в себя как студентов, приехавших по обмену, так и студентов, получающих академическую степень. Для достижения своей задачи Китай уже предпринял шаги в сторону повышения институционального потенциала вузов для приема иностранных студентов на обучение. Также Китай выделил специальные средства в виде грантов для иностранных студентов.

Изменение в политике стран – поставщиков иностранных студентов (таких как Индия и Китай), направленное на привлечение иностранных студентов, представляет собой вызов для развивающихся стран, которые стремятся стать популярными странами для обучения. Развивающиеся страны сталкиваются с дилеммой при расширении пропускной способности своих систем высшего образования. С одной стороны, необходимо предоставить адекватные возможности для обучения в вузах для своего подрастающего населения; с другой стороны, нужно создать условия для приема иностранных студентов и вовлечения в процессы международного образовательного обмена (жизненно необходимого в глобальном конкурентном мире).

В тоже время, многие ведущие принимающие страны (такие как США, Великобритания) продолжают обращать внимание на проблему «выталкивания» еще большего количества студентов на обучение за рубеж. В условиях того, что международное понимание и межкультурные навыки становятся критически важными для современного мирового рынка труда, приобретение международного опыта становится важным для студентов. Однако, ввиду различных факторов, как в принимающих, так и в отправляющих странах, рост числа студентов обучающихся за рубежом из англоязычных и западноевропейских стран не поддержал амбициозные цели стран, надеющихся привлечь большее число студентов.

Пересматривая термин «мобильность»
Одним из самых важных трендов в последние годы стала эволюция термина «мобильность» с более традиционного географического понятия до более широкого толкования мобильности, которая подразумевает, что не только студенты, но и вузы и образовательные программы стали мобильными. Сама информация приобрела мобильность в форме дистанционного и виртуального обучения. Данная эволюция также выражается в появлении модели филиалов вузов и, совсем недавно, в создании региональных образовательных «хабов» - таких как «Город знаний» (Knowledge City) в Дубае, «Город образования» (Education City) в Катаре и «Всемирная школа» (Global Schoolhouse) в Сингапуре.

Данные нетрадиционные формы мобильности имеют значительные воздействия на местное и международное высшее образование. Все больше студентов поступают на обучение в филиалы зарубежных вузов, открытые в их стране. В этих условиях традиционная мобильность студентом может снизиться. Возможно, и в будущем разные формы интернационализации будут бурно расти, стараясь удовлетворить образовательные нужды студентов всех типов.

Английский язык как общепринятый язык мобильности
Ключевым стимулом для обучения за рубежом является знание иностранного языка. Несмотря на общий рост популярности к иностранным языкам, бесспорно, что изучение английского языка является одним из мотивов студенческой мобильности в современном мире. Неслучайно, что США, Великобритания и другие англоязычные страны привлекают большое число иностранных студентов. Наряду с этим, многие европейские страны стратегически предлагают все больше курсов и целые образовательные программы на английском языке. Однако растущее господство английского языка в неанглоязычных странах имеет и оборотную сторону - медленное ослабление местных языков, что нарушает один из фундаментальных принципов глобального образования, который ратует за расширение мирового опыта и познания студентов путем их погружения в незнакомую культуру и язык.

Происходит множество событий, которые могут повлиять на мировые студенческие потоки в ближайшем будущем. Например, Швеция уже начинает замечать воздействие недавно введенной оплаты за обучение для иностранных студентов. Великобритания и Австралия также ощущают влияние новых иммиграционных правил и политики в сфере высшего образования. Все эти быстро проходящие события в сфере мобильности заставляют международных экспертов в сфере образования по новому осмысливать студенческую мобильность, что в тоже время представляет собой новые вызовы и возможности в оценке трендов в области мобильности.



Назад в раздел