Международные программы по совместным и двойным степеням



Международные программы по совместным и двойным степеням

Даниэль Обст, Матиас Кудер

Даниэль Обст - заместитель вице-президента по международным соглашениям в Институте международного образования. E-mail: dobst@iie.org

Матиас Кудер - руководитель отдела связи с ассоциациями Центра международного сотрудничества Свободного университета Берлина. E-mail: Matthias.kuder@fu-berlin.de

Несмотря на то, что международный обмен студентов осуществляется в основном посредством программ обучения за рубежом, растет число вузов, открывающих совместные программы и программы двойных степеней. Рост данных программ, которые впервые появились в Европе в 1990-е гг., стал важным мировым трендом – вынуждая вузы, правительства, фонды и агентства аккредитации во всем мире обдумать стратегию и политику трансграничных программ.

В ответ на этот зарождающийся тренд, Институт международного образования (США) и Свободный университет Берлина провели международный опрос весной 2011 г. Данный опрос охватил 245 вузов из 28 стран, которые открыли совместные программы и программы двойных дипломов. Было опубликовано исследование «Совместные программы и программы двойных степеней в мировом контексте», которое содержит как мировые тренды, так и тренды по 6 странам с наибольшим количеством вузов, предоставляющих данные программы: Австралия, Франция, Германия, Италия, Великобритания и США.

Сколько и какие тренды существуют
Одним из минусов данного исследования является то, что опрос не может предоставить точную информацию о числе таких программ. Практически невозможно установить точное число обычных программ, также как и совместных программ. Доступная информация указывает на то, что количество совместных программ и программ двойных степеней активно растет: 95% опрошенных вузов собирались расширять их. Данная цифра весьма знаменательна, учитывая, что многие вузы отмечали наличие проблем в развитии их текущих совместных программ и программ двойных степеней. Треть участников опроса подтвердила, что часть программ была закрыта в прошлом ввиду различных причин: отсутствие интереса со стороны студентов, недостаток финансирования и неустойчивость. Участники опроса определили две последние причины как самые тяжелые препятствия в развитии и поддержании совместных программ и программ двойных степеней дипломов.

Почти все специалисты в сфере высшего образования, вовлеченные в разработку совместных программ, придают особое значение уникальности каждой отдельной программы, поддерживая общепринятое мнение что подход «один размер подходит всем» является неудачным. Тем не менее, основываясь на результатах опроса, можно выделить элементы, которые составляют «типичную» совместную программу – магистерская программа двойных степеней в бизнес-менеджменте или инжиниринге на английском языке, которая имеет партнера в Европейской стране. «Типичная» совместная программа, как правило, открыта в период с 2001 по 2009 г. и имеет 25% набора студентов. Согласно мнению участников опроса, такие программы будут широко распространяться в ближайшем будущем.

Как оказалось, большинство респондентов планируют открыть еще больше совместных программ для магистерских программ двойных степеней. Самыми популярными специальностями продолжают оставаться бизнес-менеджмент и инжиниринг. Однако имеется существенная разница в региональном распределении таких программ. Несмотря на то, что европейские вузы доминируют в списке текущих совместных программ, ожидается, что в будущем такие программы станут более разнообразными. Китай и США будут активно вовлечены в процесс открытия совместных программ наряду с вузами из Азии (в особенности Индии), Южной Америки (в особенности Бразилии), Канады и Австралии.

Совместные программы против программ двойных степеней
В чем разница между совместными программами и программами двойных степеней? Дефиниции отличаются от региона к региону, от вуза к вузу. В целях данного опроса используется общая дефиниция: совместная программа, с признанием кредит часов – это программа, состоящая из совместно разработанного учебного плана и предлагаемая двумя и более вузами в разных странах. Разница между совместными программами и программами двойных степеней заключается в практике выдачи дипломов. В совместных программах, студенты, как правило, получают один диплом, выпущенный совместно несколькими вузами; в программах двойных степеней студенты получают дипломы отдельно от каждого вуза.

Результаты опроса выделяют также другие различия совместных программ от программ двойных степеней. Программы двойных степеней обладают большей популярностью, по мнению 84% респондентов, в связи с тем, что совместные программы требуют более слаженной и интегрированной формы кооперации. 72% участников опроса отметили, что совместные программы, предлагаемые в вузах, имели отдельный статус, то есть данные программы были специально разработаны совместно с иностранными вузами. В отличие от этого, многие программы двойных степеней были открыты дополнительно к уже существующим программам. Другим индикатором является отбор и набор студентов на совместные программы, который проходит совместно. В то время как на программы двойных степеней вузы проводят отбор самостоятельно, но используя общие критерии отбора и приёма студентов. К тому же, при поступлении на совместные программы студенты числятся во всех участвующих вузах на весь период обучения, что не всегда происходит при поступлении на программы двойных степеней.

Ожидания вузов и отсутствие стратегии
Заинтересованность вузов в разработке и открытии совместных программ объясняется разными мотивами. Самыми главными мотивами являются: (1) расширение образовательных программ; (2) укрепление кооперации в исследованиях; (3) повышение интернационализации; (4) повышение международной узнаваемости и престижа вуза. Менее важными причинами принято считать повышение доходов и расширение выбора курсов, предлагаемых в партнерских организациях, но не представленных в вузе. Неудивительно, что вузы имеют небольшие доходы от совместных программ, учитывая, что только небольшое количество студентов выбирает такие программы. Интересно, что расширение выбора курсов, которое предлагается активистами совместных программ как способ «синергии» и «концентрации ресурсов», играет небольшую роль.

Несмотря на то, что 91% респондентов заметили, что разработка и открытие совместных программ является нераздельной частью попыток интернационализации обучения, это не обязательно отражается в политике вузов. Согласно участникам опросов, большое число университетов либо не имеет чёткой стратегии разработки совместных программ и программ двойных степеней, либо не исполняет такие стратегии. Только менее половины опрошенных вузов выполняли какие-либо специальные инициативы в сфере маркетинга и рекрутинга, несмотря на тот факт, что большинство из них стремятся привлечь лучших иностранных студентов на совместные программы и программы двойных степеней. В то время как две трети опрошенных вузов приняли политику, рассматривающую проблему двойного пересчета кредитов, согласно респондентам, данная политика применяется только на уровне отдельных факультетов, но не уровне вуза.

В общем, данный опрос показал, что стратегии и внутренние правила по вопросам совместных программ недостаточно разработаны во многих вузах. Самые часто упомянутые препятствия (недостаток финансирования и неустойчивость) для развития совместных программ являются прямым следствием изъянов вузов. В то время как большинство совместных и программ двойных степеней берут начало из текущих соглашений и поддерживаются активной вовлеченностью отдельных преподавателей, вузам рекомендуется определить четкую институциональную политику и руководство по данному вопросу, чтобы в будущем контролировать рост числа студентов и обеспечить стандарты качества обучения.



Назад в раздел