Насколько хорошо обучают студентов международные филиалы высших учебных заведений?
Насколько хорошо обучают студентов международные филиалы высших учебных заведений?
Стефен Вилкинс и Мелодена С. Балакришнан
Стефен Вилкинс преподавал бизнес и менеджмент на протяжении 15 лет и в данный момент учится в докторантуре в университете Бэс (UniversityofBath) в Великобритании. E-mail: S.J.KWilkins@bath.ac.uk
Мелодена С. Балакришнан - адъюнкт-профессор и директор программы MBA в университете Уоллонгонг в Дубай, ОАЭ. E-mail: melodenabalakrishnan@uow.ac.ae
В академической литературе и профессиональных журналах существует немало критики относительно работы международных филиалов вузов. Несмотря на это, каждый год все большее количество филиалов вузов открываются, а существующие филиалы имеют тенденцию к своему расширению. Очевидно, спрос на эти филиалы вузов со стороны студентов растет. Однако насколько качественно эти филиалы предоставляют услуги своим студентам? Интересно, что увеличение количества студентов в филиалах вузов не повлияло на количество студентов в центральных представительствах вузов. Это означает, что филиалы вузов нашли новый, дополнительный источник спроса на высшее образование на местном уровне.
Расширение доступа
Большинство филиалов работают как коммерческие организации, их услуги пользуются большим спросом по всему миру. Филиалы вузов заполняют необходимую нишу спроса среди молодых людей и дают им дополнительные возможности. Например, в Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), огромная часть населения, не имеющая гражданства (экспаты), не имеют права обучаться в государственных вузах, в тоже время не могут позволить себе обучение в вузах западных стран. Кроме того, в некоторых культурах не принято отпускать незамужних дочерей на обучение за рубеж. Как следствие, филиалы зарубежных вузов уже предоставили обучение 30.000 студентам Арабских стран Персидского залива, а в Сингапуре ожидается, что филиалы зарубежных вузов помогут государству достичь цели - обучения 150.000 международных студентов к 2015 году.
Удобства и преимущества в отдельных странах
Недавние исследования ОАЭ показали, что студенты отдают предпочтение филиалам зарубежных вузов по причинам наличия удобств, связанных непосредственно с местом проживания - личная безопасность, религия, осведомленность и уверенность в отношении местной культуры и образа жизни, и более широкий спектр возможностейна местном/региональном рынке труда после окончания учебы.
Больше возможностей на местных рынках труда
Академические степени вузов таких стран как Австралия, Великобритания и США предоставляют новые возможности на рынке труда во многих странах, где функционируют филиалы вузов этих стран. Большинство филиалов предоставляют степени в профессиональных направлениях, таких как бизнес, менеджмент и компьютерные науки / информационные технологии. Это, отчасти, связано с тем, что данные направления науки обходятся сравнительно дешевле и привлекают большее количество студентов. В Арабских Эмиратах данные специальности пользуются популярностью, как среди экспатов, так и среди национальных студентов, которые хотят начать или продолжить карьеру в таких сферах как банковское дело, финансы и управление человеческими ресурсами. Однако, выбор для студентов, которые хотят специализироваться в гуманитарных науках, весьма ограничен.
Несмотря на существующую высокую безработицу среди молодежи в некоторых Арабских странах Персидского залива, обучение молодежи необходимым профессиональным навыкам, на которые существует спрос на рынке труда частного сектора, приносит ожидаемую прибыль, как гражданам, так и государству, в целом. В течение последних двух-трех лет филиалы вузов расширили список преподаваемых специальностей согласно местным потребностям. Например, университет Хериот-Ватт в Дубае предоставляет пост-докторскую степень в нефтяном машиностроении, Университет Мердока (Murdoch University) - степень бакалавра в экологическом управлении и устойчивом развитии (environmental management and sustainable development). Многие другие филиалы также начали предлагать докторские степени.
Студенческий опыт
Общепринято считать, что студенческий опыт в филиалах западных и местных вузах отличается, в тоже время студенты, родители, работодатели и агентства по обеспечению качества убеждены, что студенческий опыт в филиалах западных вузах сопоставим по качеству их головным офисам. Десять лет назад, многие филиалы имели сравнительно небольшое количество учебной литературы в библиотеках, не имели общежития, спортивные сооружения и места для отдыха студентов. В настоящее время с каждым годом запросы и ожидания студентов увеличиваются. Более того, в конкурентных рынках, многие вузы предоставляют дополнительные услуги и создают дополнительные условия, чтобы быть еще более конкурентоспособными.
Большинство филиалов вузов имеют студентов в общем количестве не более тысячи и поэтому не могут позволить себе инвестиции и капитальные вложения в виде учебных корпусов, спортивных сооружений и других зданий, подобно недвижимому имуществу головных вузов. Однако на сегодняшний день существуют несколько полноценных филиалов, которые направлены на предоставление студентам полного спектра услуг, сопоставимого с услугами головного вуза. Примером могут послужить Нью-Йоркский Университет в Абу Даби и университеты Монаш и Ноттингэм в Малайзии. Предоставление филиалами вузов полного спектра услуг является успешным подходом и устойчивой формой развития международных филиалов в течение следующих нескольких десятилетий.
Удовлетворенность студентов качеством услуг
В настоящее время выполнено ограниченное количество исследований по удовлетворенности студентов качеством услуг в филиалах западных вузов. Однако существующие исследования, включая исследование Австралийских транснациональных программ по высшему образованию в Юго-восточной Азии и Арабских Эмиратах, показали высокий уровень удовлетворенности студентов, как филиалами, так и программами обучения. Студенты филиалов вузов довольны, что они получают подобные услуги, как и студенты головных вузов. Большинство студентов считают, что их программа обучения достаточно эффективна и достойна, и главное связана с их будущей профессиональной карьерой.
Качество
Большинство исследователей считают, что коммерческие учебные заведения не могут предоставлять качественные образовательные услуги. В транснациональном высшем образовании граница между коммерческими и государственными вузами достаточно размыта. Так как даже филиалам государственных вузов необходимо покрывать свои расходы, чтобы быть рентабельными и не рассчитывать на финансовые ресурсы своей страны. Лишь несколько вузов в мирое, такие как Нью-Йоркский Университет и Университет Париж-Сорбонна в Абу Даби относительно свободны от финансовых ограничений, так как финансируются местными властями.
Все заинтересованные стороны ожидают, что международные филиалы вузов будут предоставлять одинаковые программы, и придерживаться одинаковых стандартов и процедур, сопоставимых с головным университетом. Международные филиалы вузов являются объектом проведения аккредитации и обеспечения качества, как местных агентств, так и агентств, функционирующих в странах, которые они представляют. В то время как программы, преподаваемые с разрешения обладателя программ (франчайзинг) или преподаваемые партнером головного вуза, часто подвергаются критике со стороны агентств по обеспечению качества, филиалы вузов таких стран как Австралия, Великобритания и США обычно получают положительные отзывы. Зарубежные аккредитационные агентства и агентства по обеспечению качества уже закрыли несколько филиалов, ссылаясь на неудовлетворительное качество, однако среди них нет филиалов вузов западных стран.
Планы на будущее
Международные филиалы вузов заполняют нишу на рынке системы высшего образования страны и удовлетворяют спрос на западное образование, существующий во многих странах. Система международных филиалов не идеальна и возможно еще больше филиалов будут закрыты в скором времени, в результате оставшиеся филиалы будут развиваться дальше и станут еще сильнее.
Назад в раздел