Будущее приема в вузы иностранных студентов



Мадлен Ф. Грин и Кимберли Кох

Мадлен Ф. Грин является вице-президентом отдела международных инициатив в области при Американском совете по образованию, г. Вашингтон;

Кимберли Кох – бывший участник программы Американского совета по образованию.

Е-мейл: madeleine_green@ace.nche.edu

По данным ЮНЕСКО, количество международных мобильных студентов в мире возросло с 1,8 млн. в 1999 году до 2,8 млн. ЮНЕСКО дает определение международному студенту. Это студент, который уезжает за пределы своей страны, чтобы получить образование. В эту категорию не входят студенты, которые учатся за рубежом менее одного года.

Государства и высшие учебные заведения поддерживают и принимают международных студентов по разным причинам. Это и получение прибыли, и поддержка дипломатических отношений через культуру и образование, и содействие инновациям и повышению эффективности производства благодаря привлечению талантливых студентов, и развитие международного сотрудничества вузов. Хотя количество студентов, желающих обучаться за границей, растет с каждым годом и, вероятно, этот процесс будет продолжаться, между университетами идет жесткая конкуренция за иностранных студентов.

Мы изучили, как идет прием студентов из-за рубежа в университеты в пяти основных странах, предлагающих высшее интернациональное образование (это США, Великобритания, Германия, Франция и Австралия), чтобы подвести некоторые итоги тех усилий, которые были сделаны ими по привлечению иностранных студентов, и определить, какие факторы окажут влияние на будущие тенденции.

Основные пять стран, принимающие иностранных студентов

В 2006/2007 учебном году в США обучалось наибольшее количество (595,874) учащихся из-за рубежа, т.е. 20% всех иностранных студентов в мире (ЮНЕСКО приводит другие цифры, опираясь на данные, представленные Институтом международных студентов, который исходит из несколько другого определения международного студента). Великобритания принимала 351,470, или 13%, всех иностранных студентов. Франция и Германия – 246,612 и 206,875 студентов соответственно, т.е. около 8%. В Австралии обучались 211,526 студентов, или 7%.

Однако эти цифры не дают всей полноты картины. Иностранные студенты в Австралии составляют 17% от общего количества обучающихся, в то время как в США только 3%. Кроме того, в 2007 году их контингент в Австралии вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом и представляет сейчас третью по величине экспортную статью бизнеса в стране. Контингент иностранных студентов в Великобритании составляет 14% и около 11% во Франции и Германии. Если рассматривать количество интернациональных студентов в процентном соотношении к их общему количеству, их растущее влияние становится все более очевидным.

Стратегии приема

Все страны, за исключением США, проводят кампании по привлечению зарубежных студентов в масштабах государства. Они открыли национальные веб-сайты, и каждая страна использует свой рекламный лозунг, например, «Выбери Францию», «Живи, учись и расти» (Австралия), «Инновационное, индивидуальное, вдохновляющее» (Великобритания), «Земля идей» (Германия). В каждой стране создана правительственная или неправительственная организация, которая занимается информационным обеспечением и ведет маркетинговую деятельность на разных уровнях. ДААД (Немецкая служба академических обменов, Германия) – это организация, которая является посредником между вузами и правительством; она открыла в разных частях мира 63 представительства. Британское правительство обозначило привлечение иностранных студентов в качестве общенационального приоритета, и Британский совет, который имеет представительства более чем в 100 странах, исполняет роль маркетингового агентства. CampusFrance, организация, в 2006 году сменившая EduFrance, имеет 100 представительств в 75 странах. Австралия недавно выделила 2,8 млн. австралийских долларов на поддержку интернационального образования. Целевыми странами стали шесть крупных азиатских государств. «Австралийское образование Интернешнл» – международный отдел правительственного департамента образования занятости и связей с работодателями – имеет 25 представительств в 17 странах. В США отсутствует единая национальная стратегия; деятельность учреждений, отвечающих за набор студентов, не координируется. Государственный департамент США поддерживает сайт, а в 450 посольствах США эту работу ведут консультационные центры.

Визовая политика

Стоимость и легкость получения визы – это важный фактор для привлечения в страну зарубежных студентов. Количество иностранных студентов в США заметно сократилось после событий 11 сентября 2001 года. Сразу же после случившегося студенты стали испытывать неудобства в получении виз: требуется больше времени для прохождения собеседования в посольстве, выросла стоимость процедуры подачи заявки. В 2009 году Великобритания ввела новую систему выдачи виз, основанную на начислении баллов; о проблемах ее внедрения пресса уже писала неоднократно. Австралия разрешила учащимся по студенческой визе работать до 20 часов в неделю, но в то же время ужесточила политику получения статуса постоянного резидента после окончания университета. США и Австралия установили самую высокую плату за въездную визу – 427 долларов США и 331 австралийский доллар соответственно. Германия и Франция имеют самую низкую стоимость – 86 долларов США и 70 долларов США, но Франция установила дополнительную плату за вид на жительство.

Стипендии

Все пять стран предлагают иностранным студентам стипендии. По некоторым данным, в масштабах собственных систем образования. Австралия, Великобритания, Германия и Франция делают значительные инвестиции. Крупнейшая программа США Fulbright Foreign Student выделяет 3200 стипендий (95 млн. долларов США). Великобритания предлагает 1885 стипендий Chevening (48 млн. долларов США). Крупнейшая австралийская программа предусматривает 1000 стипендий (85 млн. долларов США). Франция и Германия каждая выделяет приблизительно 100 млн. евро (150 млн. долларов США).

Заключение

Многие факторы будут формировать будущее распределение иностранных студентов по странам мира, включая привлекательность и количество образовательных возможностей в стране обучения, успешно скоординированную национальную стратегию по привлечению зарубежных студентов и относительную легкость поступления в вуз и получения визы. Кроме того, на горизонте появляются и новые конкуренты – Китай, Малайзия, Япония, Сингапур, государства Персидского залива – страны, которые стремятся стать центрами превосходства и региональными центрами образования. Растущая тенденция оффшорного образования позволяет студентам оставаться в своих странах и регионах и получать зарубежное образование. Эта альтернатива может в будущем становиться все привлекательнее в свете все больше снижающихся расходов студентов и желания правительств избежать утечки мозгов. Но точного прогноза на будущее дать невозможно.



Назад в раздел