Статистика ОЭСР крупным планом



Эрик Шарбонер

Эрик Шарбонераналитик Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), департамент образования, Париж, Франция. Е-мейл: Eric.CHARBONNIER@oecd.org.

Редактор журнала IHE («Международное высшее образование») предположил, что коллеги по ОЭСР могут выразить желание поделиться своим мнением по поводу статьи «Статистика высшего образования Организации экономического сотрудничества и развития крупным планом» Артура Хауптмана, которая была опубликована в номере 55 этого журнала весной 2009 г.

«Взгляд на образование» – результат совместной работы, которую ежегодно проводят страны ОЭСР: правительственные органы, эксперты и вузы, разрабатывая Программу индикаторов системы образования. В данной публикации собрано около 30 индикаторов наряду со 100 таблицами и графиками, то есть каждый год уточняется более 25,000 цифр.

Индикаторы подбираются в последовательности так, чтобы вместе они представляли собой связную картину и свидетельствовали о тенденциях и проблемах, с которыми правительству придется иметь дело в предстоящие годы. При этом учитываются культурные различия и специфические особенности систем образования разных стран, чтобы создать единые дефиниции и единую методику, которых странам следует придерживаться. Если эти технические стандарты не соблюдаются, данные могут быть удалены из публикации.

Но и соблюдая все меры предосторожности, качество индикаторов постоянно надо поддерживать, и постоянное совершенствование методики сбора национальных данных –это хороший шаг в этом направлении. Поскольку Артур Хауптман выражает свою озабоченность методикой подсчета и составления отчета по нашим индикаторам некоторые его замечания требуют дальнейших комментариев.

Доля студентов-иностранцев в общем контингенте студентов

Высокая доля студентов-иностранцев в некоторых странах оказывает существенное влияние на индикаторы, особенно в Австралии и Новой Зеландии, где иностранцы составляют до 15% всего контингента студентов. Однако даже если исключить их из расчетов (это планируется сделать в следующем издании «Взгляда на образование»), то рейтинг этих двух стран остается идентичным для индикатора процента выпускников вузов.

Хауптман неточно описал процесс подсчета процента обучающихся в вузах. Эта цифра определяется путем деления количества студентов определенного возраста или возрастной группы на количество человек населения этого возраста или возрастной группы. Данные представляются по возрастной группе (например, количество студентов от 20 до 29 лет в процентном отношении к общему количеству населения от 20 до 29 лет), а не по уровню образования. Кроме того, вычислитель и знаменатель этого соотношения включаются студенты-иностранцы. Единственным потенциальным искажением данных может быть ситуация, когда студенты живут в одной стране, а учатся в другой. Так, например, студенты из Люксембурга, которые там живут, но учатся в вузах соседних стран – Германии, Бельгии и Франции.

Индикаторы для интерпретации результатов

Если процент выпускников вузов и процент студентов завершивших обучение от числа поступивших на первый курс представляют собой разные числа, то это не аномалия, поскольку доступ к высшему образованию часто влияет на результаты. Скажем в Японии, лишь 45% молодежи поступают в университет, а в странах ОЭСР эта цифра уже 56%. Высокий процент студентов, завершивших обучение от числа поступивших (свыше 90%), компенсирует ограниченный доступ и позволяет Японии идти наравне со странами ОЭСР при анализе процента выпускников.

Индикаторы подбираются в последовательности так, чтобы вместе они представляли собой связную картину и свидетельствовали о тенденциях и проблемах, с которыми правительству придется иметь дело в предстоящие годы.

Данные, полученные по результатам обследований рынка труда, и данные, исходящие от учебных заведений, необходимо тщательно сверять, чтобы обеспечить их достоверность особенно в отношении классификации образовательных программ, входящих в оба типа обследований.

Частные фонды и научные исследования

На объем расходов, отводимых в США на высшее образование, влияют привлечение спонсорской помощи и размер платы за обучение, которые там гораздо выше, чем в других странах ОЭСР. Другие страны – включая Австралию, Канаду, Чили, Израиль, Японию, Южную Корею и Новую Зеландию – находятся в аналогичной ситуации, так как 40% от общего объема расходов приходится на частный капитал. Финансирование за счет привлеченного капитала увеличивает ресурсы университетов, поэтому есть все основания учитывать эту цифру в индикаторах особенно в период, когда многие университеты столкнулись с финансовыми затруднениями.

Научно-исследовательская деятельность также влияет на место страны в рейтинге расходов на одного студента. В Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии научно-исследовательская деятельность и внедрение ее результатов покрывает до 40% расходов на образование. Однако «Взгляд на образование» представляет два типа индикаторов, один, который учитывает научно-исследовательскую деятельность, и другой, который исключает ее, чтобы показать лишь результаты образовательных услуг. Эта проблема существует сейчас и будет заметной и в будущем, так как вся статистика, опубликованная за последние 20 лет, подтверждает, что высшее образование растет чрезвычайно быстрыми темпами.

Одни и те же критерии не всегда ведут к одинаковым результатам

Все страны отличаются друг от друга по своим размерам, уровню благосостояния, составу населения, и эти критерии следует учитывать, интерпретируя результаты и начиная реформы. Однако было бы не совсем правильно говорить, что различия не позволяют делать сравнения. Страны во многом подобные дают порой совершенно разные результаты. Исследования по Программе ОЭСР оценки успеваемости студентов-иностранцев показывают, что успеваемость пятнадцатилетних учащихся из числа иммигрантов в тех странах ОЭСР, где доля иммигрантов значительна, отличается в зависимости от страны, в которой они учатся. В Канаде и Швеции, например, успеваемость 15-летних учащихся второго поколения иммиграции выше, чем у первого. С другой стороны в Германии уровень успеваемости значительно снизился, что недавно заставило правительство Германии провести реформу своей системы образования.

Стратегия инвестирования в развитие образования

Анализ методологических подходов к данным, приведенный в настоящей статье, не должен заслонять основные тенденции, о которых сообщалось в статье «Взгляд на образование». Как уже говорилось в данной публикации основной проблемой, с которой столкнутся все страны ОЭСР в предстоящие годы, будет поиск равновесия между государственным и частным финансированием и различными формами государственной поддержки студентам университетов. Некоторые страны успешно находят новые источники частного финансирования, другие увеличили бюджетную часть расходов на образование. Страны, которые не пошли ни по одному из этих путей, испытывают сейчас трудности, стараясь совместить развитие образования с качеством и доступностью. Эта проблема существует сейчас и будет заметной в будущем. Все статистические данные опубликованные за последние 20 лет подтверждают, что высшее образование растет чрезвычайно быстрыми темпами. Этот рост определяется спросом на рынке труда, где почти во всех странах количество вакансий превышает количество выпускников, и личной выгодой для выпускника университета, определяемой более высокой зарплатой и перспективой карьерного роста. В некоторых странах в предстоящие 10 лет будут даже трудности, связанные с заменой специалистов, достигших пенсионного возраста.

Несомненно, высшее образование продолжит свое развитие в последующие годы, и каждой стране придется предпринять значительные меры, чтобы, столкнувшись с его ростом, не снизить качество программ и обеспечить его доступность. Поскольку текущая экономическая ситуация негативно сказывается на финансировании высшего образования, проблемы, связанные с его развитием, станут еще острее. Описывая и анализируя эффективность различных государственных подходов к их решению, сравнение на международном уровне и в дальнейшем будет побуждать дискуссии в обществе.



Назад в раздел