Увеличится ли финансовая независимость университетов?



Роджер Гудман – вице-президент финансовой группы, специализирующейся на вопросах высшего образования, рейтингового агентства Moody,s InvestorsService, 250 Greenwich Street, New York, NY 10007, USA
E-mail:  roger.goodman@moodys.com.


Moody’s Investors Service – это ведущее рейтинговое агентство, которое занимается анализом финансового состояния и кредитоспособности разного рода организаций. В рейтинг финансовой состоятельности Moody’s включены свыше 500 университетов и 250 прочих некоммерческих организаций. Анализ деятельности государственных университетов учитывает общую политическую ситуацию в стране, место расположения университетов, ситуацию на рынке, структуры управления, финансовую отчетность и общие показатели деятельности вуза.

Финансовые последствия экономического кризиса, как правило, не сказываются на деятельности ведущих мировых университетов незамедлительно, потому что процесс утверждения финансирования государственных университетов в бюджете страны занимает длительный период времени. Все изменения в финансировании вузов, таким образом, происходят постепенно и не могут служить индикатором экономической активности. В условиях современной рецессии правительство выделило массу краткосрочных дотаций, которые помогают университетам пережить уменьшение финансирования или отсрочить его воздействие. Однако когда дотации подойдут к концу, и правительство начнет думать о сокращении бюджета, то большинство университетов ощутит нехватку финансовых средств. Одновременно с этим университеты столкнутся с проблемой роста количества обучающихся. Безработица порожденная кризисом заставила многих людей вернуться в вуз, чтобы приобрести новые навыки и квалификацию.

Таким образом, Moody’s прогнозирует, что увеличение количества студентов в сочетании с ограниченным бюджетом заставит государственные вузы пересмотреть свою финансовую политику.

Изменится ли финансовая политика вузов?
Для многих стран в следующем десятилетии вопрос о подготовке квалифицированных кадров будет одним из самых важных политических вопросов, неразрывно связанных с вопросами финансовых вложений в образование. Учитывая состояние современной экономики и политики, университеты могут прийти к решению уменьшить количество студентов, ограничив таким образом доступ к высшему образованию какой-то части населения до той поры, пока финансирование не улучшится. Конечно для того, чтобы обеспечить доступность высшего образования для всех желающих, не увеличивая уровня финансирования, можно было бы попробовать применить более эффективные методики обучения. Однако трудно представить, что только за счет повышения эффективности, скажем расширения дистанционного обучения, инновационных методов преподавания можно избежать необходимости капиталовложений в этот сектор экономики. Политика правительства, которая ограничивает приток капитала в образование, несмотря на то, что оно в свою очередь оказывает влияние на общество и экономику, является недальновидной.

Другой возможностью для финансирования высшего образования могла бы стать модель, сочетающая в себе бюджетное и коммерческое образование. Повысив плату за обучение для студентов со средним и высоким доходом, вузы многих стран могли бы существенно пополнить свой бюджет. Потенциал такого подхода особенно высок в тех странах, в которых государство выделяет гранты, частично или полностью покрывающие затраты на обучение. В некоторых странах уже наблюдаются признаки растущей финансовой независимости университетов благодаря умелому реформированию управленческих структур и поиску дополнительных доходов, таких как повышение платы за обучение или привлечение большего количества иностранных студентов. В этом случае можно продумать и стратегию помощи студентам, не имеющим возможности оплатить обучение, которое становится все дороже.

Капиталовложения и кредитная политика
Постепенные преобразования могут затронуть и капиталовложения в сфере образования. В то время как существующая материально-техническая база неизбежно стареет, а спрос на самое современное оборудование для проведения инновационных исследований растет, руководству университета приходится ломать голову над поиском источника инвестиций.

В докризисные времена у вузов существовало несколько таких источников: прямое финансирование из бюджета, прибыль от собственных финансовых операций, благотворительность или различного рода кредиты. Безусловно трудно провести анализ соотношения этих источников дохода по всем странам, однако для большинства вузов за пределами США основным источником капитала были непосредственные поступления из государственного бюджета. В США и государственные, и частные вузы стремятся полагаться на разнообразные возможности финансирования: государство, частных доноров, работодателей, кредиты. Налоговые льготы для университетов содействуют популярности последнего источника. По данным Moody’s, в среднем кредиты составляли до 48% в финансовых поступлениях университетов, и если в 2003 г. они были на уровне 101 млн. долларов, то в 2007 г. составили уже 162 млн. долларов. В Австралии в это же время университетский кредит не превышал 7%.

Во время кризиса к кредитам стали относиться с большей долей скептицизма, и руководство университетов предпочитает более рациональную стратегию в выборе источника капитала. Однако и сегодня многие вузы сохраняют возможность пользоваться кредитными средствами для финансирования своих стратегических проектов.

Заключение
Университеты играют уникальную роль в экономике и политике своих стран. Во времена экономического спада многие из них рискуют на себе ощутить его последствия и должны привыкнуть к мысли о том, что объем финансирования из традиционных источников, главным образом, государства, может быть сокращен. При этом очевидно количество студентов увеличится, так как спрос на квалифицированные кадры в мире растет. Правительство продолжит выделять деньги из бюджета на обучение и исследования, сознавая всю важность образования, его воздействие на развитие общества и экономики, однако университетам, вероятно, придется постепенно искать и независимые источники финансирования.


Назад в раздел