Дорога к дифференциации на примере Словении



Маня Клеменчич (Manja Klemenčič) – консультант Центра международного высшего образования, Бостонский Колледж и независимый исследователь в Словении. E-mail: manja.klemencic@gmail.com. Яна Комленович (Janja Komljenovič) – докторант PhD по образовательной политике и частично занята в Университете Любляны. Она работает в Министерстве высшего образования, науки и технологий. E-mail: janja.komljenovic@guest.arnes.si.

Отсутствие дифференциации учебных заведений высшего образования рассматривается как один из ключевых недостатков европейского высшего образования. Институциональная диверсификация в национальных системах высшего образования считается необходимой для достижения двух основных целей: для расширения равного доступа широкого круга студентов и усиление превосходства через институциональную специализацию. Считается, что любая европейская страна, даже самая большая, не сможет поддерживать несколько университетов мирового класса со схожими функциями и масштабами. Более того, каждая страна нуждается в разнообразии учебных заведений высшего образования, чтобы отвечать нуждам все более разнородной студенческой аудитории. Таким образом, различия в институциональном обеспечении высшего образования должны предусматривать программы, способы предоставления образовательных услуг, общественные услуги и другие факторы. Хотя многообразие учебных заведений высшего образования в принципе почти единогласно рассматривается как благоприятное условие, но механизмы достижения становятся темой многих дискуссий. Правительства, которые призывают к разграничению, должны подкрепить свою риторику стратегией «кнута и пряника» через механизм государственного финансирования. Позитивные финансовые льготы («пряник») оказываются политически более приятными и легкими для внедрения, чем негативные финансовые меры («кнут»). Пример Словенией, описанный в статье, в данном случае будет уместен.

Отсутствие дифференциации

Страна, приобретя независимость от Югославии в 1991 году с населением в 2 миллиона человек и площадью в 20 273 кв. км. (по размерам сопоставима с Уэльсом или Нью Джерси) стала родиной трех университетов, учрежденных государством: Университет Любляны в центральной Словении, Университет Марибора на северо-востоке и Университет Приморска на юго-западе; 2 других университета: Университет Нова Горица и Евро-Средиземноморский Университет – консорциумы европейских университетов, расположенных в Словении; и 30 других вузов.

Существуют несколько очевидных различий между тремя государственными университетами. По возрасту Университет Любляны значительно старше, с числом принимаемых студентов в два раза превышающим другие два вуза. Это единственный университет, в котором есть академия искусств. Однако, несмотря на разницу в возрасте и размерах, функциональные различия всех трёх университетов незначительны. Все три стремятся предложить полную программу исследовательского университета, и нацелены на одну категорию студентов, хотя и с некоторым региональным фокусом. Цель каждого из университетов – стать полноценным, исследовательским университетом мирового класса. Неуниверситетские организации высшего образования – самостоятельные факультеты (особый вид института, основанный на территории бывшей Югославии), колледжи высшего образования, и высшие профессиональные школы также добиваются повышения статуса, чтобы в конечном счете стать университетами. Кроме того, вузы в рамках одной дисциплины, как правило, предлагают аналогичные учебные программы, со схожими методами обучения и нацелены на весь студенческий контингент без учета отдельно взятых групп студентов или особых потребностей. Наконец, в Словении отсутствует бинарная система высшего образования. И университеты, и самостоятельные факультеты предлагают академические и профессиональные программы на уровне бакалавриата, они также создают несколько региональных филиалов.

Таким образом, дифференциация институтов высшего образования Словении все еще движется по пути создания новых институтов, включая негосударственные, и новых отделений существующих институтов, как ответ на возросший спрос на услуги высшего образования. Другими словами, дифференциация до сих пор преимущественно была направлена на увеличение, а не сокращение.

Дифференциация как политический приоритет

Недавно разработанный Министерством высшего образования, науки и технологий (еще не одобренный) проект Стратегии высшего образования на 2011-2020, ставит четкий акцент на институциональную диверсификацию наряду с интернационализацией, качеством и социальным направлением. Они рассматриваются как основные направления развития национальной системы высшего образования. Касательно дифференциации стратегия имеет два ключевых предложения. Во-первых, предлагается консолидировать институциональную бинарность с четким «разделением труда» между научно-исследовательскими университетами и профессиональными высшими учебными заведениями. Таким образом, новые политехнические институты будут созданы, и/или существующим профессиональным школам будет предложено слияние.

Во-вторых, стратегия предлагает институциональное профилирование для достижения существенного разнообразия содержания и направленности основных учебных программ, предлагаемые различными ВУЗами. Для достижения этой цели предлагается модифицированная система финансирования, которая позволит ВУЗам вести переговоры с правительством о привлечении значительных дополнительных средств для диверсификации. Дополнительно к основной единовременной сумме, ВУЗы должны иметь возможность подать заявку на финансирование для развития и конкурентоспособности, в размере 20% от основных средств. Стратегия предусматривает распределение этих средств на основе оценки качества, качественных показателей и международной экспертной оценки, а также путем переговоров между ВУЗами и правительством. Точные критерии для распределения финансирования на развитие все еще не ясны, поскольку они должны будут разработаны в предстоящих нормативах. Однако, в стратегии, в целом, предусмотрено, что критерии будут основаны на четырех столпах развития: диверсификация, интернационализация, качество и социальное направление. Ожидается, что ВУЗы будут сами определять свои сильные и слабые стороны и, соответственно, заострять внимание на разработке различных институциональных приоритетов и конкретного профиля обучения. Особая роль отводится для вновь созданного Словенского Агентства по обеспечению качества –аккредитационный орган для всех ВУЗов и учебных программ. Кроме того, во время периодических переаккредитаций Агентство сможет проводить мониторинг соответствия ВУЗов его стратегии по диверсификации.

И последнее, предложения включают предоставление большей свободы ВУЗам в процедурах принятия абитуриентов, для достижения лучшего совпадения между направлением учебных программ и интересов претендентов, поступающих на эти программы. В настоящее время поступление на программы бакалавриата основаны на национальном тестировании. ВУЗы не развивали и не могли разработать свои собственные требования для поступления. Стратегия особо отмечает что, новые процедуры отбора должны обеспечивать честный доступ и в то же время давать больше свободы ВУЗам в отборе наиболее подходящих и мотивированных студентов для предлагаемой программы.

Будет ли это работать?

Метод «пряника» взят на вооружение некоторыми европейскими правительствами для борьбы с эгалитарианизмом среди ВУЗов. Особенно примечательна «Инициатива превосходства» Германии (см. статью Даниеля Фалона в IHE №52, лето 2008), которая подает определенные сигналы в сторону дифференциации. Подобный конкурсный механизм может также работать и в Словении. Однако, принимая во внимание небольшие размеры страны и сочетание целей стратегии, разработчики механизмов финансирования в одинаковой степени предпочтут логику расширения, такие как признание и награждение превосходства, логика упрощения и профилирование через сокращение слабых функций.

Назад в раздел