Не так легко заставить магистрантов и докторантов вернуться домой



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Moнана и директор Центра международного высшего образования (Бостонский колледж, США).

E-mail:altbach@bc.edu

Ванхуа Ма – профессор по высшему образованию и директор Центра международного высшего образования в Пекинском университете, Пекин, Китай.

E-mail: hma@pku.edu.cn.

Говорят, что мы живем в новой эре "обмена умов", однако, мы считаем, что утечка умов в значительной степени продолжается. Некоторые страны, например Китай, с небольшим успехом продолжают попытки вернуть в свою страну ученых, которые после получения продвинутых степеней (магистров и PhD) остались за границей. Фактически, огромное количество китайских (и индийских) студентов, уехавших учиться за границу более 20 лет, не возвратились домой. Более того, несмотря на внушительный экономический и академический рост в Китае, эти цифры незначительно изменились в лучшую сторону.

Ранее, усилия правительства убедить ученых вернуться на родину были безуспешны. Например, Индия уже несколько лет создаёт различные программы для привлечения назад лучших индийских ученых обосновавшихся за рубежом. Одной из проблем является несоответствие уровня заработной платы за рубежом и в стране. Возможно, самой серьезной проблемой является то, что условия для проведения научных исследований в индийских университетах и лабораториях часто проблематичны. Привлечённые сначала этими специальными программами, некоторые ученые позже обнаруживают несоответствие в условиях труда и в академической культуре и возвращаются к своим должностям на Западе. Ограниченный успех имел место только в Индийских институтах технологий и менеджмента.

Также правительство и университеты Китая с небольшим успехом пытались разными способами убедить научных работников, живущих за границей, вернуться домой. Подобные программы в других странах являлись тоже неэффективными. В Китае недавно стартовала программа, обеспечивающая существенные финансовые и другие материальные поощрения, для привлечения китайских ученых, имеющих степень PhD и работающих заграницей, для возвращения на родину. Данная программа называется 111 Проект. 111 национальных проектов были введены Министерством образования и Государственной администрацией по работе с иностранными специалистами. Суть программы состоит в намерении пригласить 1 000 лучших ученых из 100 мировых топ-университетов для создания 100 инноваций мирового класса в топ-университетах Китая. Целью программы является совместное проведение научных исследований высокого уровня лучшими китайскими экспертами, получивших образование за рубежом, вместе с местными экспертами для повышения их научной квалификации и всесторонней конкурентоспособности в мировом масштабе. Программа началась в 2005 году и вызвала колоссальный интерес к Китаю ввиду того, что она выражала своего рода крайнюю необходимость и желание привлечь лучших китайских ученых в мире назад домой. Многие университеты использовали эту возможность для создания инициатив исследовательского характера и создания научно-исследовательских центров. На данный момент отобраны 662 ученых по программе 111 Проект, и 310 из них уже работают в исследовательских университетах Китая.

Непредвиденные последствия

Однако программа столкнулась с некоторыми непредвиденными проблемами. Некоторые китайские университеты, не полностью понимая международный академический рынок труда и, в поиске заграничного талантов положились на резюме, образование, титулы, личные контакты и рекомендации, а не строгий отбор возможных кандидатов по их научной работе и влиянию. В итоге, в некоторых случаях спонсирующие университеты обнаружили, что вернувшиеся научные работники и ученые являются не теми кандидатами, которые действительно необходимы. Некоторые из согласившихся вернуться, это ученые, которые являются профессорами на закате карьеры в американских и британских университетов среднего уровня, которые, возможно, видят, что их карьера не продвигается в Соединенных Штатах или Соединенном Королевстве и желают начать либо новый старт, либо хорошо оплачиваемую работу в Китае. Некоторые ученые используют свою новооткрытую известность в Китае как платформу для проповедей по ряду научных тем. Лучшая китайская профессура, работающая в лучших Западных университетов, вообще не желает возвращаться навсегда. В лучшем случае они соглашаются на совместную работу с китайским университетом и периодически посещают вуз для чтения лекции, проведения консультаций и совместного сотрудничества с китайскими профессорами. Фактически, эта политика может стать приоритетной стратегией использования лучшего зарубежного китайского профессионализма.

Другой непредвиденный результат данной программы - это заработная плата: вернувшиеся ученые имеют намного выше оплату, по сравнению с местными учеными, часто создавая на этой почве зависть и моральные проблемы. Успех любой академической кафедры и этой программы связано с включением всего академического сообщества, которое может быть нарушено слишком высокой заработной платой или улучшенными условиями труда и средствами, предоставленными для возвратившихся на родину ученых. Если местные профессора обнаруживают, что вернувшийся ученый не может внести больший вклад, по сравнению с ними, то они могут отказаться сотрудничать с приглашенными учеными и навредить работе кафедры. Хотя многие из возвращенных ученых говорят на китайском языке, они не понимают новую академическую культуру в Китае. Недостаток в плодотворном сотрудничестве с местными коллегами и проблемы при возвращении являются академическими реалиями, с которыми сталкиваются вернувшиеся ученые.

Решения

Использование талантов ученых из развивающихся стран и стран среднего уровня, которые по многим причинам обосновались на Западе, является похвальной целью. Даже в глобализованном мире привлечение лучших ученых на родину является нелегкой задачей и большинство предпринятых программ потерпели неудачу. Правда заключается в том, что пока условия научной работы значительно варьируются из страны в страну — примером служит заработная плата, условия научной работы, академическая культура и академическая свобода, — "самые лучшие и умные" вряд ли вернутся на родину. Возвращение именно необходимых ученых, находящихся в расцвете своей карьеры в лучших университетах и являющиеся высокопроизводительными в своей работе — маловероятно.

Оптимальное, что может быть сделано — и что является хорошей альтернативой — это наладить связь с этими академическими "звездами" и создать связи, которые приведут к практическим результатам, которые не будут вредить местной академической культуре или запрашивать непрактичных результатов.



Назад в раздел