Неопределенность при работе с рекрутерами: основные дилеммы



Лиз Райзберг (Liz Reisberg) является научным сотрудником Центра международного высшего образования (Бостонский колледж, США).

E-mail: reisberg@bc.edu

Она имеет 30 летний опыт работы по приему международных студентов.

Филип Г. Альтбах (Philip G. Altbach) является стипендиатом профессуры Монана и директором Центра международного высшего образования (Бостонский колледж, США).

E-mail: altbach@bc.edu

Международная мобильность студентов это большой бизнес. Примерно, 2,8 млн. студентов обучаются за рубежом, ежегодно затрачивая, по крайней мере, $50 млрд. в год по всему миру. Большинство иностранных студентов приезжают из развивающихся или со стран средним уровнем дохода, в основном из Восточной и Южной Азии, и большое количество этих студентов финансируют себя сами. Они вносят большой вклад в бюджет учебного заведения и страны, где они обучаются, и они конечно представляют ключевую роль в интернационализации университетов.

Количество студентов, желающих обучаться за рубежом растет, контингент больше не ограничивается только детьми из элитных семей. Этот большой поток имеет уже не тот международный уровень и представляет меньший личный источник информации, чем ранние поколения мобильных студентов. Эта новая группа студентов ищет помощи и готова за это платить. Этой новой группе студентов нужна помощь и они готовы за это платить. Теперь университеты смотрят на этих студентов, как на важный источник доходов, а также как участников новых реформ. Конкурс для иностранных студентов значительно возрос. В результате, появились новые предприятия для удовлетворения потребностей этого растущего рынка.

Рекрутирующие агенты не являются новыми операторами в сфере высшего образования, и их участие в процессе приема в университеты всегда было спорным. Категория "Агентов" часто смешивается с лицами, которые нанимают университеты для набора студентов с организациями, которые спонсируются студентами для оказания им помощи в поступлении и руководстве в процессе приема, но в этом есть существенные различия.

Нет конкретных данных по числу компаний или частных лиц занимающихся данной или иной деятельностью, но их фронт работы расширяется и увеличивается количество вузов, пользующихся их услугами. В настоящее время вся имеющаяся информация весьма не точная, поскольку нет исследований по этой теме.

Деятельность рекрутирующих агентов

Наемными агентами обычно служат местные продавцы для одного или нескольких зарубежных университетов. Они не являются сотрудниками университета, а являются рекрутерами (вербовщиками). Агенты обеспечивают прием студентов в вузы, которые нанимают их. Они действуют в качестве местных промоутеров и канала международных заявок для их университетских клиентов. За их проделанную работу они, как правило, получают комиссионные, которые достигают от 10 до 15 % (но могут доходить до 25%) за первый год обучения, хотя некоторые получают ежегодную установленную плату. Агенты могут, но не обязательно получить какую - либо профессиональную подготовку от своих университетских клиентов, также нет формальных механизмов, относительно того, чтобы они придерживались текущих программ или политик.

Агенты могут также выступать в качестве консультантов, помогая студентам выбрать конкретный вуз из огромного количество учреждений и потока информации, доступной в Интернете. Однако их мотивация заключается не в предоставлении беспристрастной информации, а направлении студентов в конкретные учреждения, а это может быть не совсем ясно студентам, которые консультируются у них.

Основным клиентом для агентов является вуз, который нанимает их. Для того, чтобы быть успешными, они должны предоставить необходимое (желаемое) количество студентов в учебные заведения, которые их спонсирует. Неизвестно, как часто агенты берут плату за свои услуги у студентов, а так же университетов и колледжей, хотя, по не официальным данным это происходит. Ключевым моментом является то, что степень их деятельности, источник их оплаты, и оправданность их услуг имеет свои недостатки, особенно для студентов.

Порой невозможно установить весь спектр предоставляемых агентами услуг, но они включают в себя соответствие студентов требованиям университета. Многие университеты подозревают, что иногда агенты полностью заполняют заявления и пишут эссе для своих студентов. Хотя, не всегда возможно сделать из этого точный вывод, подобные сведения вызывают беспокойство.

Другие источники информации

Другая услуга, доступная интернационально мобильным студентам - это растущее количество частных независимых консультантов. Эта услуга заключается в том чтобы, подобрать для студента зарубежный вуз, который соответствовал бы целям, задачам и его академическому профилю. Частные консультанты не имеют контрактных соглашений с университетами, поэтому университеты не могут влиять на советы, которые они дают.

Для того чтобы быть успешными, эти специалисты должны иметь местную репутацию для обеспечения отличного сервиса студентов, владеть полной информацией о колледжах и университетах, академических программах, и правилах приема во всем мире. Они охотно контактируют с вузами, встречаются с путешествующими представителями вузов, выпускниками и часто посещают университетские кампусы за рубежом.

В действительности многие университеты ищут этих консультантов и обеспечивают их информацией, необходимой для студентов, этот "треугольник" (консультант-университет-студент) работает в пользу каждого участника. Кроме того, консультанты и обширная информация доступны для студентов из многих стран, предоставляемыми некоммерческими консультационными центрами Британского Совета, Государственного департамента США, и других правительств и ассоциаций, которые дают основное направление по высшему образованию в своих странах, и направляют студентов на полезные источники. Тем не менее, персонал этих учреждений является недостаточным для обслуживания для растущего международного студенческого рынка.

Порочные (превратные) поощрения (стимулы)

Динамика между посредниками, учебными заведениями, и студентами, неизбежно подвержена влиянию стимулов и вознаграждений, которые формируют ее. Доход агентов зависит от направления студентов в конкретные учреждения. В то же время работа агентов может быть результатом хорошего выбора для студента, но если нет хорошего поощрения со стороны студентов, то оно не будет работать в интересах студентов.

Это связано с тем, что агенты – это предприниматели, которые зарабатывают свои деньги от предоставления услуг двум или нескольким юридических лицам, чьи интересы могут быть схожи или различны. Их вознаграждение растет от взаимоотношения между агентами и учебными заведениями, которое нанимает их, а не от услуг, предоставляемых студенту представляя потенциальный конфликт интересов, который не могут устранить не профессиональные стандарты или руководства. В действительности, пока стимулы благоприятствуют интересам учебного заведения и агента над интересами студента профессиональные стандарты будут иметь ограниченный эффект.

В то же время, среди частных консультантов и некоммерческих консультационных центров не существует конфликтных стимулов. Они работают в интересах студентов.

Ложные аргументы и потерянные возможности

Большинство аргументов в защиту зарубежных агентов кажется недостаточным, так как, студенты не могут разобраться с огромным объемом информации о возможностях обучения за рубежом небольшие учебные заведения не имеют персонала или ресурсов для запуска эффективных международных маркетинговых кампаний, но т.к. агенты не собираются сдаваться и уходить с рынка, следует установить определенные правила для их деятельности и рынок будет отсевать недобросовестных вербовщиков.

С учетом инвестиций и последствий процедуры, от студентов следует требовать активного участия в исследованиях. Это слишком рискованно, чтобы кто-то еще принимал решения или даже влиял на них, если студентам не хватает знаний, которые необходимы для того чтобы оценить советы справедливо. Неправильно, когда агент мотивированный экономической выгодой является только одним источником всей информации.

В то же время легко сочувствовать потрясенным студентам, которые обратились к агентствам за помощью, и нелегко симпатизировать намерениям учреждений делать то же самое. Международные студенты обогащают каждый университетский городок, и оказание им гостеприимства требует большой ответственности. Когда учебные заведения работают через агентов, то они теряют те выгоды и прибыль, которую получают от прямого вовлечения администрации и преподавателей, которые обеспечивают необходимым потоком информации об иностранных культурах, зарубежных системах образования, о потребностях международных студентов. Точно так же прямая связь с представителями института помогает студентам получить точную и свежую информацию.

Многие альтернативных возможностей открываются для колледжей и университетов. Администраторы колледжей могут путешествовать с множеством компаний, которые организовывают международные рекрутивные поездки. Они могут участвовать в зарубежных образовательных ярмарках. Учебные заведения с ограниченным бюджетом находят креативные пути для расширения зарубежных контактов и привлечения потенциальных абитуриентов. Существует много примеров успешного рекрутирования, через студентов которые приезжают по обменным программам, преподавателей, которые выезжают на стажировки, через совместные усилия партнеров, связи с выпускниками, и отправку представителя института за границу для презентации института, вебсеминары и другие мероприятия в режиме онлайн. Кроме того, как упомянуто выше, много частные консультанты и советники (профессионалы, нанятые студентами) приветствуют контакты с международными учебными заведениями.

Незнание того что, в действительности агенты представляют собой делает студентов уязвимыми. Нереально ожидать, что рынок будет регулировать качество, или что недобросовестные агенты прекратят свою деятельность.

"Рыночная модель "предполагает, что студенты (в качестве потребителей) имеют знания и опыт необходимые для того, чтобы выбрать лучшее по качество обслуживание, а это не является реальным. Надлежащий надзор невозможен, и профессиональная сертификация только обеспечить "этическое прикрытие" и ложное чувство безопасности для учреждений и студентов.

Заключение

Появились новые предприятия, которые отреагировали на возможности, связанные с ростом международной мобильности студентов. Тем не менее, не все предприятия, нашли рынки для своих услуг. Использование агентов университетами и колледжами ограничены многими факторами. Их деятельность не может быть проконтролирована надлежащим образом, так чтобы гарантировать, что они защищают интересы студентов. Нет международных стандартов, которые могут гарантировать деятельность на местах или прозрачность отношений между агентом и университетом для студентов.

Кроме того, стимулы и поощрения не зависят от этического поведения. Кто-то может спросить, почему, если использование агентов для внутреннего набора студентов в Соединенных Штатах запрещено, это приемлемо для зарубежного набора?

Некоторые университеты вкладывают время и средства, чтобы обеспечить тесную связь с агентами, которых они нанимают. Некоторые из них участвуют в процессе сертификации агентов, которые придерживаются этических норм. Но даже этическое поведение в различных культурах интерпретируется по-разному. Кто будет обеспечивать надзор и посредничество для создания соответствия стандартам? Используя рекрутера - субподрядчика вузы теряют репутацию и отдают жизненную связь со студентами третьей стороне, и это является серьезной ошибкой.

Студенты могут обратиться за достоверной информацией в Интернет, где они могут найти для себя беспристрастные советы от опытных специалистов и некоммерческих агентств, и хорошо информированных пользователей и соответствующих служб принимающего университета. Нет необходимости нанимать агентов, более того, их работа наносит ущерб процессу прямого обмена информацией между студентами и вузами.

Возможно, самое главное, что будущие студенты должны принимать активное участие в этом исследовании, задавать хорошие вопросы, и принимать обоснованные решения о том, где учиться. Выпускники зарубежных вузов могут помочь им. Интернет является хорошим инструментом; могут помочь визиты в образовательные информационные центры или на образовательные ярмарки, и является существенным прямой контакт с сотрудниками университетов, в которых они в будущем будут учиться.

Несомненно, что агенты имеют сильные позиции во многих странах. Однако вопрос об использовании агентов заслуживает более публичного обсуждения, и это было бы весьма прискорбно, отказаться от обсуждения и действовать на основе девиза "Если Вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним".



Назад в раздел