Мониторинг интернационализации высшего образования



Ева Эгрон-Полак – Генеральный секретарь Международной ассоциации университетов (AIU), Париж, Франция.

E-mail: e.egronpolak@iau-aiu.net

Отчет AIU по интернационализации может быть заказан на сайте www.iau-aiu.net

Интернационализация высшего образования приобретает важное значение принимая новые и разнообразные подходы. В разных регионах мира этот процесс рассматривается сквозь различные, контекстуальные очки, не всегда окрашенные в розовый цвет. Глобальное исследование интернационализации, регулярно проводимое Международной Ассоциацией Университетов с 2003 года, направлено на мониторинг развития некоторых основных событий этого процесса. Данная статья представляет общий взгляд на некоторые результаты третьего по счёту исследования, опубликованного в сентябре 2010 года. В центре внимания отчета - оценки респондентов относительно значимости интернационализации, возможных препятствий по направлению к большему прогрессу и связанных с ними рисками.

Принимая во внимание определение Джейна Найта 2006 года – рассматривающее интернационализацию как процесс интеграции международного, межкультурного и/или глобального измерения в цель, функции (обучение, исследование и услуги) и обеспечение высшего образования – 6000 вузам по всему миру была выслана электронная анкета. Анализ результатов основан на 745 заполненных анкетах полученных от вузов 115 стран. Хотя уровень респондентов считается низким, он представляет существенный рост в количестве ответов, так как в 2005 году Международная Ассоциация Университетов получила 526 заполненных анкет из 95 стран. Увеличение может быть за счёт многих факторов, включая доступность анкетного опроса на пяти мировых языках. Важно отметить, что высокий уровень респондентов наблюдается среди учебных заведений Ближнего Востока, самый низкий в Латинской Америке и странах Карибского моря, наравне с Европой, Азией, странами Тихого океана, Африки. В целом, Европейские высшие учебные заведения представляют наибольшее количество заполненных анкет.

Интернационализация – центральная политика лидерства

Многие считают, что интернационализация имеет общепринятые взгляды заключенные в институциональные стратегические планы, которая не является уже предметом роскоши, а наоборот, представляет основную составляющую всех реформ. Это подтверждается результатами исследования, 87 процентов респондентов указывают, что интернационализация – часть стратегического плана; и 78 процентов сообщают, что политика в этом направлении особенно выросла за последние три года. Релевантность чувствуются на руководящих уровнях университета — президенты и проректора определены как самое значительное ведущее звено такого процесса.

Видимое воздействие экономического кризиса

Интернационализация не обходится без препятствий или рисков. Фокусируясь на препятствиях и сравнивая их в течение времени, недавнее исследование показывает, что сегодня степень финансовых ограничений – это главный барьер процесса интернационализации. В 3-м глобальном исследовании, большинство респондентов ссылаются на недостаток финансирования как главное внутреннее и внешнее препятствие. Это только подтверждает "информированное" знание ученых о текущей экономической ситуации в высших учебных заведениях, однако ссылаясь на эти результаты, важно констатировать факт значительного изменения начинающегося с 2005 года.

Это обостренное внимание на финансовые ограничения отсутствовали в результатах исследований 2005 года. Проблема финансирования не была названа среди трех основных препятствий. Вместо этого в 2005 году организации указали следующие проблемы: недостаток преподавательского интереса и вовлечения, административная инерция и бюрократические трудности, недостаток политики или стратегии при введении процесса. Опасения по поводу финансирования интернационализации, вероятно, будут иметь серьезные последствия при развитии процесса в будущем, потенциально продвигая «коммерческие» подходы.

Европа, региональное сотрудничество и контекстные различия

3-е глобальное исследование также демонстрирует непрерывный процесс в тенденциях – в основном относительно географических приоритетов интернационализации. Европа, вместе с непрерывно развивающимся Болонским процессом (или “Европейское пространство высшего образования” с 2010 года), и схемы финансирования, предложенные Европейским Союзом, для обеспечения мобильности студентов и сотрудничества, остаются на главных позициях в списке приоритетов. Такова была ситуация в 2005 году, тогда как и сегодня, результаты выявили силу внутри регионального сотрудничества во всех частях мира, кроме Северной Америки.

Даже если считать, что исследование, основанное на 750 заполненных анкетах далеко от мирового образца, изучение данных представленных вузами из 115 стран каждого региона в мире предлагает уникально глобальную перспективу для интернационализации.

Кроме того, обзор с высоты птичьего полета, посредством достаточно больших региональных подгрупповых ответов, дает возможность проведения регионального анализа и сравнения данных. Данные глобальные исследования позволяют проанализировать как высшие учебные заведения Африки воспринимают процесс интернационализации и сравнить его с результатами полученными из Европы, Латинской Америки и др. Понимание этих региональных различий крайне необходимы по отношению к будущему процессу интернационализации и оценке как и почему изменяются восприятия этого процесса, не всегда имея положительный результат.

Продолжающееся опасения коммерциализации, утечки умов, и риск расширения в количестве фальшивых ученых степеней – являются ключевыми рисками, считают институциональные респонденты. Однако, результаты по различным регионам довольно поразительны. Например, большое количество респондентов Европы и Северной Америки либо игнорировали вопрос о рисках, либо ответили негативно, подчеркивая фактор различия в восприятии воздействия интернационализации.

Предостережение на будущее

Процесс интернационализации в высшем образовании аналогичен процессу экономической глобализации. Насколько удобно расположены вузы для извлечения выгоды из процесса, насколько целеустремленно они преследуют свои цели, и даже насколько уполномочены в выборе партнеров отличаются во всем мире. В развитии институциональных стратегий интернационализации, общий контекст имеет огромное значение; и существуют значительные неравенства. Исследования, на основе богатых сравнительных данных, подчеркивают эти различия, и, следует надеяться, стимулируют институциональные факторы для определения, на что следует обратить внимание во время сотрудничества с организациями всего мира, чего следует избегать и как гарантировать разделение выгоды.



Назад в раздел