Высшее образование Венесуэлы: революция Чавеса



Даниель К. Леви – заслуженный профессор SUNY и директор программы исследования частного высшего образования (PROPHE) Университета Элбани.

E-mail: DLevy@uamail.albany.edu.

Столкновение Уго Чавеса с высшим образованием Венесуэлы является ярким примером конфронтации между левым популистским режимом и высшим образованием в современной истории Латинской Америки. Такие режимы часто воспринимают университеты как элитарные и, следовательно, находящимися вне революции, тогда как университеты часто видят опасность в захвате власти, что ограничивает их академическую свободу. Отношения стали сложными и напряженными после мексиканской революции 1910-е годы и продолжали оставаться такими до 1940-х годов. Левое военное правительство Перу поддерживало холодные отношения с высшим образованием в конце 1960-х годов. Администрация социальной коалиции Сальвадора Альенде столкнулась с сильным оппозиционным движением в начале 1970-х годов в Чили, хотя также пользовалось сильной поддержкой. Противостояние интересов перонистов с университетами началось в Аргентине в 1970-х годах. Конечно же, самым заметным примером стала Куба, где тоталитаризм поглотил высшее образование в начале 1960-х годов. И, конечно же, Латинская Америка имеет множество примеров противостояния между правыми режимами, иногда военными и высшим образованием, но эта не та история, к которой Венесуэла привязывает себя.

Будучи президентом с 1998 года, Чавес трансформировал систему высшего образования страны. Сторонники нашли изменения соответствующими Боливийской революции – социалистическими, популистскими, с сильной местной ориентацией. Критики же посчитали реформы покушением на демократию, академическую автономию и качество образования. Однако ни одну из сторон не интересовало, что многое было преобразовано, несмотря на то, что их оценки добра и зла являлись диаметрально противоположными.

Преобразования в высшем образовании следует рассматривать в едином контексте трансформации политического и социально-экономического режима Венесуэлы. Политика Чавеса расколола левых как внутри страны, так и за ее пределами. Недавний документальный фильм Оливера Стоуна «К югу от границы», является рекламно содействующим правительству, поэтому социал-демократы по всему миру были разочарованы. В области внешней политики режим, подкрепленный доходами от продажи нефти, носит подчеркнуто антикапиталистический и антиамериканский характер. Он заключил прочные связи с такими странами как Иран и Сирия, и, конечно же, с популистскими левыми региональными союзниками как Боливия и Эквадор. Он был близок к конфликтным ударам с соседней Колумбией – близким союзником США и послужил убежищем для вооруженных колумбийских повстанцев. В высшем образовании конфронтация с традиционно левым национальным университетом (Universidad Central) показывает внутренний раскол. Оппозиция, возглавляемая студентами, говорит о «третьей стороне», выступающая как против Чавеса, так и против прежней закостенелой элиты, которую Чавес всенародно отверг.

Университет Боливариана

Последняя глава в саге о высшем образовании в период Чавеса показывает критику новой формы правительственного финансирования государственного высшего образования. Основанием для финансирования будет служить количество принимаемых студентов. Почему ректор исторического национального университета начал критиковать этот подход? – потому что Чавес трансформировал государственный сектор через создание и расширение новых университетов. В 2003 году своим Указом он создал Университет Боливариана, контингент которого уже к 2006 году составлял 180.000 студентов, с целью повышения их количества до миллиона к 2009 году (с 190 филиальными кампусами). Даже по показателям приема абитуриентов 2006 года этот университет является самым крупным в Латинской Америке. По прогнозируемым целям он останется самым крупным в Латинской Америке. Обучение в этом университете не только является бесплатным, но и поступление в него является открытым. Бесплатное обучение было нормой для государственного сектора страны (как и для всей Латинской Америки), также были примеры политики открытого приема в других странах (например, в Аргентине), но приемная политика Университета Боливариана пошла еще дальше. Университет также идет впереди традиционной политики Венесуэлы относительно высокого доступа по региональным стандартам.

Университет Боливариана является частью всеобщей миссии Чавеса, использующей социальные программы для помощи бедному, коренному и переходному обществу. Критики считают Боливариану еще одним ударом политического контроля, так как они считают себя защитниками плюрализма и демократии.

Прежние частные и государственные сектора

Как и следовало ожидать, политика Чавеса отвергла сектор частного бизнеса страны. Режим стал чаще использовать понятие «государственных интересов» вместо «частных интересов». Частные школы начальных образовательных уровней были ограничены в своей деятельности. В системе высшего образования существовал сильный антагонизм в отношении частных университетов. Университет Санта Риты был обвинен в незаконном ведении программ обучения. Во многих регионах мира такие обвинения часто приводят к отказу в аккредитации или к прохождению испытательного срока. Однако Санта Рита была национализирована в 2010 году. Санта Рита заявила, что это было чисто политическое нападение. Однако большинство частных вузов Венесуэлы довольно долго функционировали. Степень частной автономии, даже при большем манипулировании государственного сектора, имела прецеденты в регионе – как например, Аргентина под военным режимом в 60-е и 70-е годы, и Бразилия в середине 60-х годов.

Более ярким примером служит такой факт, что даже государственные университеты поддерживали уровень преемственности и автономии. Большим преимуществом в течение многих лет остается тактика. Можно только догадываться о причине невмешательства Чавеса в отношении, как государственных автономных университетов, так и частных университетов. Возможно, Чавес не желает предпринимать еще один шаг по усилению оппозиции среднего класса.

Последние конфронтации с национальным университетом, кажется, больше направлены на уменьшение относительного веса автономных университетов, чем на прямую борьбу с ними. Эти университеты теряют свою значимость из-за значительного роста новых государственных университетов, поддерживающих режим. Аналогичным образом частный сектор, не притесняемый напрямую, теряет свой вес. Только пять лет назад на его долю приходилось более 40 процентов от общего национального объема высшего образования, сейчас с ростом массы государственного сектора, доля составляет примерно половину от прежнего уровня.

Нынешний срок Чавеса заканчивается в 2011 году. Даже если он проиграет на выборах (что сомнительно) и оставит власть (что тоже сомнительно), что изменится между настоящим и будущим? И что произойдет после этого? Будет ли настоящая система и дальше развиваться?



Назад в раздел