Двигатели мобильности студентов Китая и Индии



Рахул Чоудаха является основателем www.DrEducation.com и специализируется в области международного высшего образования.

E-mail: Rahul@DrEducation.com.

Индия и Китай становятся более влиятельными не только в мировой экономике, но и в глобальном обеспечении мобильных студентов. Процентное соотношение китайских и индийских студентов среди международных студентов выросло с 25 процентов в 2004-2005гг. до 30 процентов в 2008-2009гг. В переводе, это дополнительно около 59 тыс. студентов Индии и Китая в Соединённых Штатах через пять лет. Что является движущей этого темпа и направления мобильности индийских и китайских студентов? Важно понять контекст мобильности для введения эффективной политики и практики.

Относительно студентов Китая и Индии, со стороны предложения такой рост объясняется двумя ключевыми движущими силами - это растущее благосостояние, благодаря которому можно позволить образование за рубежом и увеличивающаяся ценность качества образования. Со стороны спроса, две основные движущие силы - это агрессивные действия университетов с целью компенсировать сокращение государственного бюджета и доступность широкого спектра каналов рекрутинга и поставщиков услуг.

Растущее благосостояние

Экономики Китая и Индии процветают и позволяют получение зарубежного образования. Согласно, Отчета о благосостоянии азиатско-тихоокеанского региона в 2009 году в Китае и Индии насчитывалось, соответственно 477.000 и 127.000 миллионеров (в долларах США). Т.е. это 113.000 и 43.000 миллионеров в год в Китае и Индии. В дополнении, ожидается трехкратное увеличение количества таких миллионеров в Китае и Индии в течение 2008-2018гг.

Возрастающее благосостояние отражает изменяющуюся природу и рост экономики, которая требует новых талантов. Например, рассмотрим случай области страхования в Индии и Китае. Обе страны продвигали реформы в области страхования в 1990-х годах, которые увеличили этот сектор экономики. В свою очередь это потребовало необходимость новых профессионалов, таких как статистики в страховании, которые до сих пор находятся в огромном спросе в промышленности и получают хорошее жалование на рынке труда. Соответственно появились несколько новых секторов и профессий, которые создали новое благосостояние среди индийцев и китайцев.

Увеличение без качества

Несмотря на то, что экономики Индии и Китая выросли, с большей скоростью увеличивались предложения в высшем образовании без акцента на качество, хотя Китай финансировал свои лучшие топ-университеты и получил успешные результаты в области академического качества. В результате пострадала квалификация и выросла степень безработицы среди образованной молодежи. Для Китая, общее число контингента студентов увеличилось с 6 процентов до 23 процентов за десятилетие. Однако согласно данным Министерства образования Китая, более 1,5 миллионов выпускников 2010 года не имеют работу. Такая же ситуация в Индии, ежегодный прием по инженерным специальностям удвоился на более чем 1 миллион человек за 5 лет. Однако трудоустройство составляет только 25 процентов от общего числа выпускников студентов-инженеров.

Эта ситуация создала парадоксальную ситуацию высокого спроса на талант с одной стороны и безработицу среди образованной молодёжи с другой. Часто, эта проблема пробела в квалификации не отражает способности студента, а скорее всего связана с тем, что вуз не обеспечил качественное обучение и развитие возможностей у студентов. В связи с этим, значительная часть этих студентов стремится получить образование заграницей в поисках лучшего образования и возможностей для трудоустройства. Этот сегмент тоже нуждается в существенной помощи, т.к. необходим поиск вузов и отсюда появляется обращение к агентам за помощью. Большинство самостоятельных, умных студентов не обращаются к агентам и напрямую подают заявления в вузы.

Институциональное расширение услуг

Сокращение бюджетных средств в высших учебных заведениях заставляет их энергично набирать и принимать иностранных студентов. Согласно Центру по приоритетам бюджета и политики США, по крайней мере 43 штата сократили ассигнования в государственных колледжах и университетах. Например, штат Джорджия сократил финансирование государственного высшего образования на 2011 год на 151 миллион долларов США. Международные студенты, которые оплачивают нерезидентскую плату и не получают федеральную финансовую помощь, помогают этим университетам преодолеть финансовые трудности путем увеличения оплаты за обучение получаемую от каждого студента.

Несколько государственных университетов включая Kent State University, Iowa State University, и Arkansas State University сообщили о двойном росте приема международных студентов осенью 2010 года. Этот рост является не только результатом расширения услуг к основным поставщикам международных студентов, таких как Индия и Китай, но также и результатом увеличения приема международных студентов в некоторые университеты. Например, пропорция международных студентов-первокурсников увеличилась с 3,5 процентов осени 2008 года до 5,3 процента осенью 2010 года, иллюстрируя пример повышения приема международных студентов.

Новые модели рекрутинга

Возросший радиус успеха у университетов был бы не осуществим без появления и принятия новых моделей международного рекрутинга. Эти новые модели включают в себя рекламирование он-лайн и модели, основанной на выплате комиссионных агенту – поставщику студентов. Например, заявление Марлене М. Джонсона, главного исполнительного директора NASFA: Ассоциация специалистов в международном образовании, было процитировано в Chronicle of Higher Education*: «Следует признать важность существования агентов или консультантов чего не было пять лет назад, или даже год назад».

Если рекрутинговый канал он-лайн не существовал пару лет назад, то сегодня имеется большое количество Интернет сайтов – такие как Chasedream.com в Китае и Pagalguy.com в Индии – которые стали неотъемлемой частью для студентов в процессе принятия решений. Chasedream.com насчитывает 220.000 членов, в то время как Pagalguy.com более 400.000 членов; оба сайта удовлетворяют будущих студентов-магистров в области бизнес-образования. В настоящее время многие учебные заведения используют веб-сайты для рекламы и достигают большего расширения услуг для своих будущих студентов. Хотя принятие новых моделей увеличивается, дискуссии по поводу использования добавленных ценностей и этических стандартов расширяются.

Заключение

Хотя в Соединенных Штатах продолжатся рост студентов из Индии и Китая, их доля упала в период 2000-2008гг., в общем числе иностранных студентов, с 26 процентов до 19 процентов. Здесь, имеет место потеря не только в количестве, но и в талантах, ассоциируемых возможностях инноваций и разработок. Таким образом, во времена растущей конкуренции за привлечение лучших мировых талантов вместе с сокращающимся государственным бюджетом, имеет место понимание, что движущими силами мобильности являются два самых больших источника – Индия и Китай. Помощь политиков, специалистов и исследователей для рекрутинга студентов из этих стран будет экономической и эффективной. Также очевидно, что из этих движущих сил именно коммерческие цели становятся доминирующими по сравнению с академическими и межкультурными ценностями международного образования.

* американская газета в сфере высшего образования



Назад в раздел