Частное высшее образование и региональные неравенства: опыт Эфиопии



Тилахун Гидэй – лектор кафедры психологии, Университет Бахир Дар (Bahir Dar University), Эфиопия.

E-mail: tilahung2000@gmail.com.

Педро Нуно Техиера – директор центра изучения политики высшего образования и доцент кафедры экономики, Университет Порто (University of Porto), Португалия.

E-mail: pedrotx@fep.up.pt.

IHE в каждом выпуске посвящает колонку PROPHE, которая проводит исследования частного высшего образования, на базе Университета Албани (University at Albany). Более подробно на http://www.albany.edu/.

До этого времени, высшее образование Эфиопии могло быть охарактеризовано как элитная система с самым низким уровнем приема студентов в мире. С изменением политической ситуации в начале 1990-х годов, были приняты меры по реформированию образования, включая введение частного высшего образования.

Быстрый рост

За последнее десятилетие, Эфиопия совершила громадный скачок в наборе обучающихся, поступивших в образовательные учреждения. Прием увеличился на всех уровнях, в том числе со значительной долей женского участия. В течение с 1999 по 2008 годы прием в частные начальные школы возрос на 237 процентов, в среднии школы – на 263 процента, а на уровень высшего образования имел самое большое увеличение до 846 процентов.

Значительный вклад в это увеличение на всех ступенях обеспечил частный сектор, особенно это касается высшего образования. В настоящее время были предварительно аккредитованы 56 частных высших учебных заведений или аккредитованы академические программы. В 2007-2008 гг. частный сектор быстро увеличился и достиг 16.9 процентов от общего потока набираемых студентов для получения высшего образования. Увеличение также наблюдается по отношению количества выпускников. Доля выпускников в частном секторе возросла с 2.4 процента в 2003 году до 18.1 процента в 2008 году.

Поразительным фактом данного увеличения является то, что частные высшие образовательные учреждения в Эфиопии не получают никакой финансовой поддержки со стороны государственных источников. Финансирование частных учереждений в основном происходит за счет оплаты за обучение, которая составляет достаточно значительную сумму, по сравнению со средним семейным доходом в стране. Ежегодная оплата за обучение в частных образовательных учереждениях по программе на получение какой-либо степени составляет 231 доллар США, что соответствует 24.8 процентам семейного дохода в среднестатистической семье. Подобная финансовая нагрузка достаточно значительна, поскольку уровень семейных сбережений в стране очень низкий, особенно в сельской местности.

Подобное финансовое давление является частично относительным, поскольку проблемы доступа и беспристрастности были отображены в нескольких отчётах как самые серьёзные проблемы эфиопского образования. Данные проблемы в высшем образовании были ожидаемыми и должны более эффективно решаться с позиции диверсификации, включая более широкий географический охват. Более того, развитие частного сектора обернулось положительным вкладом для общедоступности в получении высшего образования, особенно в сельской местности.

Приватизация и региональный охват

Увеличение числа высших учебных заведений происходило одновременно с попыткой со стороны правительства открыть по крайней мере один университет в каждом региональном штате. В настоящее время государственные высшие учебные образовательные учреждения распределены по 8 региональным штатам и городам административного значения из 11. В итоге, три региональных штата до сих пор не имеют ни одного государственного высшего учебного заведения, хотя вместе взятые они составляют только 1,6 процента всего населения Эфиопии. Высокая концентрация в трёх других главных региональных штатах частично объясняется тем фактом, что эти три региона состовляют более 80% населения страны. Если мы посмотрим на частный сектор, картина получается ещё более поразительной (хотя это обычный мировой пример). Из действующих 56 частных образовательных учереждений, 41 располагаются в Адис Абебе, политической и экономической столице, а остальные незначительно распределены по другим регионам. Ограниченное количество образовательных программ в некоторых регионах может быть объяснено недостатком высококвалифицированного преподавательского состава или низким спросом на вузовские программы.

Хотя частный сектор в основном сконцентрирован в Адис Абебе, несколько учебных заведений, имея здесь головной офис, также предоставляют свои услуги в других регионах. В результате, при просмотре вышеуказанных данных, охват страны частной сетью вузов получается неравномерным. Полученные результаты предполагают также, что распространение происходит от столицы к региональным штатам. С другой стороны, более 85% вузов, предлагающие академические программы на получение степени в других регионах, расположены только в административных центрах тех регионов.

В первой декаде увеличение доли частного сектора в сфере высшего образования Эфиопии показывает, что как и во многих странах мира, частный сектор в регионах растёт в основном в соответствии с возможностями рынка. Однако, административные центры штатов функционируют как базовая платформа при открытия головного офиса новых вузов, и последующего распространения деятельности этих вузов на другие регионы. Хотя частные вузы в основном сконцентрированы в регионах, существует пространство для проведения совершенствования и политических изменений, которое может стимулировать разработку других подходов.

Особый интерес представляет, какую позицию регулирующая власть займет по отношению к вопросу о расширении частного сектора и его региональной диверсификации. Это частично относится к тем вузам, которые являются более ориентированными на рынок и относятся с большим недоверием к социальным и политическим изменениям. Недавние исследования показали, что проблемы ещё впереди. В конце августа 2010 г. правительство страны издало указ о том, чтобы каждый вуз прекратил прием студентов по программам дистанционного обучения и, что частным вузам запрещается осуществлять дополнительных студентов на педагогические и юридические специальности. Справедливость подобных решений была связана с повышением качества обучения, хотя многие частные вузы сильно пострадали от этого.

Заключение

Как и во многих других странах, расширение частного сектора в Эфиопии постепенно переходит на другой, более высокий уровень. В скором времени, национальное агентсво по обеспечению качества будет проводить аудит качества частных высших учебных заведений. Для того, чтобы осуществить данный эволюционный процесс предстоит разрешить значительные дилеммы, т.е. насколько подобная система качества допустит существование различных типов учебных заведений (или скорее необходимо использовать одиннаковые критерии для всех учебных заведений). Так как частный сектор часто характеризуется значительным разнообразием в размерах, в глубине получаемых знаний и уровне преподавательского состава, то воздействие выбора не будет тривиальным для развития частного сектора в Эфиопии, особенно в слаборазвитых регионах, где наличие высококвалифицированных специалистов весьма ограничено. В предстоящие годы определённо будет увеличиваться напряжение между частным сектором и правительством, при этом неясно принесёт ли такое ужесточение какую-либо пользу для диверсификации регионов.



Назад в раздел