Африканское высшее образование: подъем и падение в 20-ом веке



Гулям Мохамедбхай – бывший генеральный секретарь ассоциации африканских университетов и бывший проректор Университета Моритиуса.

E-mail: g_t_mobhai@yahoo.co.uk.

Эта статья основана частично на работе автора «Высшее образование в Африке: Задачи на будущее» опубликованное на Форуме высшего образования Института высшего образования в университете Хиросимы, Япония.

Центры высшего образования существовали в Африке несколько столетий назад, задолго до прихода европейцев. Примеры того Университет аль-Каравийин в Фезе (Марокко); Университет аль-Ажар в Каире (Египет) и Университет Тимбукту (Мали). Однако современное высшее образование в Африке имеет свои корни в университетских колледжах, которые были созданы и аффилированы с университетами Европы в период европейского колониального режима. С самого начала эти вузы были созданы по образцу европейской системы высшего образования. Они были укомплектованы европейцами или же африканцами, прошедшими обучение в Европе и их основной целью было обучение кадров для государственного сектора для замещения колониального персонала, а также подготовку учителей для быстро расширяющегося сектора среднего образования. После обретения независимости колониями в 1960-х годах университетские коллежи стали автономными и снова их академическая структура, модель управления, программы курсов, методика преподавания были сформированы по образцу европейских университетов. Все вузы использовали европейский язык для обучения, не придавая значения местным языкам. Они все были построены в пригородах крупных городов, предназначенных для элиты африканского общества и отчужденные от сельских районов, где проживало большинство населения и где проблемы развития стояли наиболее остро. Поэтому неудивительным является тот факт, что часто ставилось под сомнение целесообразность таких высших учебных заведений для развития независимой Африки.

В течение нескольких десятилетий, после обретения независимости африканские университеты бурно развивались, так как получали щедрую помощь от европейских и своих правительств и продолжили тесное сотрудничество в университетами западного мира, в основном с Великобританией и Францией. Они скоро превратились в центры академического совершенства по европейским нормам. Можно привести несколько примеров этих центров – это Университет Макерере Уганды, Университет Ибадан в Нигерии, Университет Шейха Анта Диопа в Сенегале и Университет Картоума в Судане. Новые университеты были созданы по подобию существующих университетов.

Экономические и политические беспорядки

Конец 1970-х годов и 80-е годы стали сложными годами экономического кризиса. Тяжелое ухудшение экономики сделало проблематичным для правительств инвестиций в образование. Также сокращение бюджета привело к навязанным извне программам структурной перестройки и как следствие пострадало финансирование высшего образования. В это же время крупные политические кризисы начали возникать во многих африканских странах, связанные в основном с этническим и племенным происхождением, а иногда связанные с желанием втянуть африканские страны в холодную войну между Востоком и Западом. Это привело к ослаблению правления и даже к диктатуре в некоторых странах, которое привело к политическим репрессиям. Африканские университеты, унаследовав концепцию академической свободы, не боялись критиковать свои правительства и вскоре стали восприниматься как очаги политической оппозиции. Это неизбежно привело к возросшему участию правительства в делах университета. Как результат, многие университеты стали свидетелями ухода своих ученых, часто осужденных в страны Севера. Один пример – Университет Макерере в Уганде, где несколько ведущих ученых исчезли, якобы убитые Президентом Иди Имином, тогда как другие бежали из страны, поставив известные университеты на колени.

Показатель возврата инвестиций

В то же время результаты развития секторов начального и среднего образования начали впечатляюще увеличиваться как результат положительных перемен, которые были ранее предприняты в целях повышения доступа к начальному образованию. Это создало огромную нагрузку на африканские университеты, так как увеличилось количество абитуриентов. В 1990-е годы с наступлением периода мира во многих африканских странах, университеты начали реагировать на огромный спрос на высшее образование и обратились к своим правительствам за необходимой помощью.

Примерно в это же время наступил еще один удар. Некоторые экономисты пришли к выводу, который позже оказался ошибочным о том, что скорость социальной отдачи от инвестиций в высшее образование ниже, чем от базового и начального образования. Этими выводами стали руководствоваться доноры и агентства по развитию для поддержки правительств африканских стран. Влияние этой политики можно судить по тому факту, что расходы сектора образования Всемирного банка на высшее образование, которое составляло 17 процентов в период с 1985 по 1989 год, сократилось до 7 процентов с 1995 по 1999 год. Следовательно, на протяжении 1980-х и 1990-х годов, высшие учебные заведения в странах Африки южнее Сахары страдали от отчуждения и недостаточного финансирования.

Плачевное состояние

В 1990-х годах большинство университетов в странах Африки южнее Сахары находились в плачевном состоянии. Их инфраструктура – лекционные залы, библиотеки, лаборатории и общежития студентов крайне нуждались в расширении и обновлении для приема огромного количества студентов, гораздо большего, чем они могли вместить. Страдая от утечки мозгов, эти вузы одинаково испытывали нехватку квалифицированных кадров для преподавания и проведения исследований. Их учебные программы были устаревшими и не отвечали потребностям общества, включая растущие промышленные и бизнес круги, что привело к большой безработице среди выпускников. Доступ к информации и коммуникативным технологиям был настолько низок, что они даже не смогли воспользоваться преимуществами технической революции, происходящей в других частях света.

Однако, несмотря на пренебрежение со стороны своих собственных правительств и на многочисленные препятствия, африканские университеты демонстрировали свое упорство и выжили, своим примером показывая, что могут сделать больше при таких условиях и даже при худших.

Поворотный момент

Поворотная точка в судьбе африканских университетов пришла вместе со всемирной конференцией ЮНЕСКО по высшему образованию, прошедшей в 1998 году. Декларация конференции подчеркнула важность роли высшего образования в поиске решений существующих проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Конференция призвала университеты развитых индустриальных стран помочь братским университетам в развивающихся и бедных странах. Это позволило создать возобновленную сеть по поддержке высшего образования и привело к возрождению африканских университетов, которое эффективно началось несколько лет спустя, в начале 21 века. Следует отметить, что помощь в целях развития высшему образованию в Африке составила в среднем US$110 миллионов ежегодно в течении десятилетия 1990-1999 гг. и увеличилась до US$515 миллионов в год в период 2000-2005 гг.



Назад в раздел