Опасности коммерциализации: пример Австралии



Филип Г. Альтбах – стипендиат профессуры Монана и директор Центра Международного высшего образования в Бостон колледже.

E-mail: altbach@bc.edu

Энтони Велч – профессор образования в университете Сиднея.

E-mail: anthony.welch@sydney.edu.au.

Десятилетие назад или еще больше, австралийское правительство решило, что международное высшее образование может стать значительной частью ВВП страны. Сектор высшего образования был мотивирован на получение прибыли от международного образования при сокращении финансирования системы высшего образования со стороны правительства – и получения доходов от предпринимательской международной деятельности. Непременной целью интернационализации образования стало получение прибыли.

Давление правительства

Сектор высшего образования энергично ответил широким кругом инициатив. Прием зарубежных студентов в австралийские университеты стал стремительно увеличиваться по числу студентов, которые оплачивали высокую стоимость обучения. Университеты также разработали различные международные стратегии, включающие развитие филиалов кампусов (во Вьетнаме, Южной Африке, Сингапуре и в других странах) посредством двусторонних договоренностей с образовательными учреждениями и бизнес-предприятиями различных видов в Малайзии и в других местах. Королевский технологический институт Мельбурна во Вьетнаме поставил целью достичь контингента студентов в 10 000 человек к 2012 году и уже имеет более чем 120 международных студентов. Кампус университета Монаш в Малайзии уже предлагает обучение по медицинским программам по очной форме и имеет в настоящее время контингент студентов свыше 4 000 человек с ППС 400 человек. Общий рост числа международных студентов для контингента в оффшорах имеет быстро растущий компонент.

Сотрудничество Правительства заключается в обеспечении международного расширения, и что самое главное в упрощении процедуры получения визы и других иммиграционных правил, таким образом, упрощая, для международных студентов условия для обучения в Австралии и для дальнейшего трудоустройства для большинства из них, после получения дипломов и сертификатов.

Возникающие проблемы

С финансовой точки зрения, проводимая политика имела большой успех – образовательные услуги стали одной из ведущих статей экспорта Австралии. Но с академической точки зрения, проблемы в скором времени появились в системе образования. За рубежом, возникли вопросы о качестве и этике австралийских институциональных принципов. Южная Африка, к примеру, сомневается относительно Университета Монаша. Несколько инициатив провалились, как например Университету Нового Южного Уэльса в Сингапуре, потеряло миллионы, когда попытка привлечь большое количество студентов была не осуществлена.

Нижняя ступень вышла на рынок, как это часто бывает, когда финансовая выгода становится центральным фактором мотивации для международного высшего образования. Малый бизнес и профессионально-технических училища в таких областях, как парикмахерский дизайн, привлекает значительное количество студентов из-за рубежа, особенно из Южной Азии, с обещаниями получения быстрых сертификатов и рабочих мест в последующий период. Студенты с, мягко говоря, маргинальными квалификациями, стали выпускаться потоками. Затем вспышки случаев анти-южноазиатских предрассудков начали возникать в Мельбурне и в других местах, подчеркивающие проблему безопасности международных студентов, вызвавшие множество критики в Индии, в том числе несколько сенсациализированную.

В скором времени возникли дополнительные проблемы. Королевский технологический институт Мельбурна (RMIT), один из наиболее активных международных университетов страны, обвинили в поощрении списывания студентов на экзаменах. В прессе начали появляться истории о международных студентах с присуждением им степеней, несмотря на их появление в пьяном виде на экзаменах, а также иностранным студентам было разрешено оставаться в аудиториях при сдаче экзаменов так долго, как они хотят, и так далее.

Текущий анализ показывает, что уровень иностранных студентов в Австралии может упасть на двадцать процентов с сопутствующим дальнейшим снижением доходов. Положительный международный академический образ Австралии в мире, его международный "бренд", уже значительно поврежден. Все это является неизбежным следствием того, что происходит с коммерческой формой международного образования. И пример Австралии имеет важные уроки для других.



Назад в раздел